Новости
01.08.2013
Сергей Чобану: Просил Путина помочь нам
Вы слышали что-нибудь о молдавском хоккее? Возможно, только в старых советских анекдотах про поездки товарища Брежнева в солнечный город Кишинев. Но всё в том же Кишинёве пять лет назад нашёлся человек, который перевернул представление своих соотечественников об этом нетрадиционном для субтропической Молдавии виде спорта. Создатель и президент молодёжного клуба «Платина» Сергей Чобану – о воплощении идеи его жизни, встрече с Владимиром Путиным, а также примирении Молдавии и Приднестровской республики посредством спорта.
— Как у вас родилась идея создать хоккейную команду в стране, где даже с искусственным льдом всегда была напряжёнка?
— Хоккея в Молдавии не было в принципе – ни в советское время, ни в её современной истории, но мне ещё с детства полюбился этот вид спорта. Играли с мальчишками во дворе, не думая ни о каком профессиональном уровне. Я просто любил хоккей, люблю его и, наверное, буду любить, пока я жив. В один прекрасный день я понял, что хотел бы культивировать хоккей в нашей стране.
— Эта мысль родилась спонтанно?
— Во многом благодаря моему сыну: сейчас ему уже 11 лет, а тогда было всего 5. Он тогда признался мне, что очень хотел бы заняться хоккеем, хотел бы тренироваться, и вот тогда я задумался над этим вопросом. Спустя некоторое время мы начали приглашать в Молдавию тренеров, которые помогли нам открыть первые секции.
— Ехали охотно?
— Обращались на первых порах в вашу федерацию хоккея, они нам поставляли наставников. Первооткрывателем стал Александр Ульянкин, приехавший уже со своими ребятами из России, затем добрался до Молдавии Владимир Пименов из Новочебоксарска. Потихоньку дети начали собираться, мы решили привлекать на трибуны зрителей, народ подтянулся, хоккей им понравился, и вот так всё пошло.
Через некоторое время пригласили ещё двух специалистов – Юрия Бондарева из Омска и Игоря Глебова из Брянска, который создал молодёжную команду для участия в чемпионате Румынии U-18. По стране пошёл слушок, мол, в Кишиневе появилась хоккейная дружина. Подключили прессу, телевидение, и родители стали активно отдавать своих детей в хоккейную секцию.
— Чемпионат Румынии с уровнем Первенства МХЛ можно сравнивать?
— Вы что, это не обсуждается, хотя выступать там было приятно – мы одержали свою первую большую победу, опередив всех своих соперников в чемпионской гонке.
— Если говорить о работе школы, воспитанников «Платины» уже можно увидеть в большом хоккее?
— Конечно, правда, многие из них уехали развивать свои навыки в Россию. К примеру, наш хоккеист Артём Попков (1998 года рождения) пытается проложить себе дорогу в большой хоккей в «Салавате Юлаеве», есть наши ребята и в Донецке, и в ступинском «Капитане», и даже в Нижнекамске. Родители этих парней хотят, чтобы их дети в будущем выросли в настоящих мастеров и посчитали, что в Молдавии их развитие просто невозможно. После массового отъезда ребят я сказал, что в любом случае не отступлю от своей цели, и начал бить во все колокола.
— В Молдавии денег же не было отродясь, а уж на загадочный хоккей подавно. Где искали поддержки?
— Пытались найти помощи в России, откликнулись добрые люди, которым небезразличен наш вид спорта, и они помогают, поддерживают нас и по сей день, но сделать это было совсем непросто.
— Примерно полгода назад управляющий директор МХЛ Дмитрий Ефимов признался, что из всех клубов-новичков Первенства «Платина» вела себя настойчивее всех. Сколько кругов ада вам как руководителю команды пришлось пройти, чтобы кишиневская дружина дебютировала в Молодёжной лиге?
— Два года! Два года, которые показались вечностью. В течение этого внушительного срока я добился встречи директора по развитию МХЛ Сергея Яковлева с высшим руководством Молдавской республики. Его принимали у себя в кабинетах исполняющий обязанности президента Молдавии, председатель правительства, наш министр спорта. Итогом этих встреч стало письмо и.о. президента Молдавии тогдашнему президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву с просьбой поспособствовать развитию хоккея в нашей республике.
— Действительно, проделана огромная работа.
— Да, у меня до сих пор в специальной папочке хранится вся история переписки, все важные документы. На самом деле, принимали нас в лигу тяжеловато, с неохотой, но увидев наше желание, наше стремление, наш серьёзный подход к делу, руководители МХЛ все же дали «Платине» зелёный свет.
— Первые лица государства с финансированием команды помогали?
— Вы что, никто не дал ни копейки, руководство Республики Молдова не заинтересовано в развитии вида спорта на территории страны. Мне пришлось самому искать поддержки и отправлять письма в высокие кабинеты российской власти, в том числе я обращался лично и к Владимиру Путину.
— Напрашивается вопрос: какая польза России помогать Молдавии в развитии хоккея?
— А я вам скажу. Это стратегически важный политический проект, ведь помогая нам, российские власти протягивают руку помощи всему молдавскому народу. В конечном счёте, после обращений в министерства иностранных дел и спорта, я лично встретился с Владимиром Путиным на фестивале любительского хоккея в Сочи.
— Протиснуться сквозь толпу охраны первого лица государства не так-то просто. Как вам это удалось?
— Нашлись люди, которые помогли организовать эту короткую встречу, определившую вектор развития нашего клуба.
— Помощь в конечном итоге была найдена?
— Да, именно в России. Нам содействуют люди доброй воли, люди верующие, люди понимающие, что через данный вид спорта можно перевернуть представление о стране и даже мире. Также мы связались с представителями «Газпрома», который имеет дочерние предприятия на территории Молдавии, и наши просьбы были услышаны. Я встречался с Александром Медведевым, и договоренность о финансовом содействии «Платине» была достигнута.
— Вообще, часто молдавские чиновники обращаются за помощью в Россию?
— Постоянно, нам очень трудно добиться какого-то прогресса без большого стратегического партнера. Народ очень ценит, что делает для развития Молдавии, для нашей молодёжи, для роста уровня жизни братская нам страна, это видно невооружённым глазом.
— Еще один вопрос – географическое место расположения команды. Юридически «Платина» является кишиневским клубом, но выступает в Тирасполе.
— Ответ совсем прост: в Кишинёве просто нет такого ледового дворца, в котором было бы не стыдно принять клубы Молодёжной хоккейной лиги. Сейчас я ищу инвесторов для того, чтобы возвести в столице нашей республики современную арену, рассчитанную как минимум на пять тысяч зрителей. Это была бы бомба! Уверяю вас, даже на матчи Первенства МХЛ стадион был бы битком!
— А сейчас как обстоят дела с посещаемостью?
— В Тирасполе всегда полный зал, правда, арена рассчитана всего лишь на 1100 мест, но я повторюсь, местное население с удовольствием бы ходило на матчи «Платины» — возможности нет. Если бы кто-то из российских компаний откликнулся на эту просьбу, жители Молдавии никогда бы не забыли об этом шаге помощи. Сейчас мы все чаще и чаще задумываемся о создании союзного государства, и если бы большой каток был построен, весь молдавский народ боготворил Россию и её отзывчивых граждан. Увы, своими силами мы не сможем возвести сооружение такого масштаба.
— Существует один неприятный момент – по сути, ваша страна сейчас представляет собой две разрозненные части. Одна часть населения считает себя жителями Молдавии, другие ратуют за суверенитет Приднестровья. Как в таком случае возможно выступление «Платины» в столице этой самой непризнанной республики?
— Скажу так: мы объединяем два этих берега – левый и правый. Я не должен об этом говорить, но многие люди обращаются ко мне со словами благодарности и называют единственным человеком, который не побоялся в Приднестровье поднять флаг Молдавии и сыграть в Тирасполе молдавский гимн.
— Неужели конфликт между Тирасполем и Кишинёвом настолько напряжённый?
— Да, политическая ситуация оставляет желать лучшего, но мне как президенту хоккейного клуба ни там, ни там никто не мешает и палки в колеса не вставляет – договариваемся со всеми. Я же не политик, мы занимаемся благим делом: это же спорт, это дети, это пропаганда здорового образа жизни. Благодаря нашей команде люди проявляют заинтересованность к Молдавии в целом. Другой аспект – финансовый. К нам приезжают другие клубы, а вместе с ними и игроки, и родители, и другие родственники. Все они что-то да потратят на территории Приднестровской республики, а это уже хорошо. Пускай это малость, но все же финансовый прирост мы имеем. А представьте, если бы мы начали развивать и другие виды спорта? Бюджет страны получал бы огромную прибыль от приезда 30-40 команд!
— Вас можно буквально миротворцем назвать!
— Вы знаете, я вам больше скажу. Нас уже даже на границе все знают – и таможенники, и военные, и органы внутренних дел. Мы уже даже когда въезжаем на территорию Молдавии, не заполняем ни миграционных карточек, ни других документов, к «Платине» особое отношение. Мы всех приглашаем на каток! Спорт объединяет любые категории населения.
— От тяжёлой политической ситуации хотелось бы перейти к спортивному аспекту. Как вам удается привлечь игроков в не самую пригодную для нормальной жизни страну?
— Три года назад в Кишинёве уровень хоккеистов из России был невероятно низкий, они даже и не могли мечтать об МХЛ, ехать действительно никто не хотел. Но мы создали им все условия – и в быту, и на льду. И, даже уходя из команды, ребята были довольны временем, проведённым в Молдавии. Один передал второму, второй третьему – так и потекла информация о «Платине». Сейчас к нам приезжают не только из России. Активно интересуются нашим клубом хоккеисты из Чехии, Словакии, Белоруссии, Казахстана. Многие здесь уже даже семьи создали и решили остаться в Молдове насовсем. Игроки не имеют никаких проблем, ни один человек в ужасе ещё не сбежал (улыбается).
— Если говорить о результатах прошлого сезона, то они для «Платины» были удручающими. Хоккеисты из Молдавии сумели одержать лишь одну победу в 40 матчах регулярного чемпионата. Расстроились?
— В минувшем сезоне для меня главной задачей было участие в Первенстве МХЛ, никаких спортивных целей команда не преследовала. Нам было необходимо время, чтобы осмотреться, понять, на что мы можем рассчитывать в такой компании. Сейчас же я вам с уверенностью могу заявить, что следующей весной «Платина» станет чемпионом! И это не шутка. Я действительно верю в это, команда изменится до неузнаваемости, команда будет бороться только за первое место в Первенстве.
— Селекционная работа уже началась?
— Она практически закончена. В прошлом году из-за дефицита финансов мы не могли позволить себе тех тренеров, которых бы хотели видеть в нашем расположении. Уже сейчас просмотр в «Платине» прошло более 40 человек, пока что остались 26 хоккеистов, начавших подготовку к новому сезону. Кроме того, ведётся работа и в самом ледовом дворце, правда, никто не хочет нам помочь – мы вместе с моими друзьями сами отыскали денег на систему «видео-гол», сами установили новое информационное табло.
— Иногда не приходит мысль всё бросить и забыть об этих постоянных проблемах?
— Нет, мы делаем большое дело для всего молдавского спорта, для людей. В ближайшие лет 10 я даже и не буду мечтать о каких-то крупных победах наших хоккейных команд. Я не из тех людей, которые приходят в хоккей ради собственного благополучия, ради того, чтобы набить себе карманы. В первую очередь мне важно, чтобы ребята, которые сейчас выступают под нашими знамёнами, прониклись идеей, чтобы они стали людьми, настоящими мужчинами. Это первостепенная задача спорта!
— После неудачно проведённого сезона частные инвесторы не отвернулись от «Платины»?
— Нет, скорее наоборот, поддержка станет более осязаемой. Они поняли, к чему мы ведём команду. Мы начали работу в ледовом дворце — отыскали денег на систему «видео-гол», установили новое информационное табло, поставили дополнительное освещение. Также улучшили жилищные условия нашим хоккеистам. В ближайшем будущем начнем строительство собственной базы. Теперь я с уверенностью могу сказать, что наши ребята имеют всё для демонстрации высоких спортивных результатов. «Платина» живет не хуже других клубов, не имеющих покровителя в виде команд КХЛ или ВХЛ.
— Не было ли у вас мысли объединить свои усилия с руководством тираспольского футбольного клуба «Шериф», являющегося флагманом молдавского спорта? Всё же денег в клубе чуть больше.
— Мысль-то была, но отклика я там не нашёл. Директор команды сказал мне, что ему проблем хватает и в футболе, поэтому диалог у нас как-то не задался.
— Как команда будет готовиться к сезону в оставшийся до начала регулярного первенства месяц?
— В конце августа в Тирасполе пройдет достаточно представительный по именам предсезонный турнир – мемориал Владимира Крутова, чье имя носит наша детско-юношеская школа. К нам в гости приедут «Стальные Лисы», «Белые Тигры» из Оренбурга, недавно созданное петербургское «Динамо», а также венгерский «Патриот» и еще молодёжная команда из Праги.
— А почему ДЮСШ была названа именно в честь Владимира Крутова?
— Я был лично знаком с этим прекрасным человеком, и он проникся нашей идеей популяризации хоккея в Молдавии. Он неоднократно приезжал к нам, видел своими глазами, что мы стараемся сделать для хоккея, и постоянно поддерживал меня как президента «Платины». Говорил, мол, Сергей, нельзя сдаваться, нужно всегда идти к своей цели и двигаться постоянно вперед. Владимир Крутов хотел приехать к нам, провести несколько мастер-классов для наших детей, но его неожиданный уход из жизни нарушил все его планы. Именно поэтому мы решили увековечить его имя, назвав в честь Крутова нашу детскую школу, а также установив первый памятник этому великому хоккеисту!
Championat.com