Новости
19.11.2013
«Терпи, казак, атаманом будешь!»
«Что вы вообще знаете о кубанских казаках?» – поинтересовался я у ребят из «Беркутов Кубани» возле краснодарского памятника по мотивам картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». «Пришли с Дона… Ходят в папахах…» – скромно прошептали игроки. Негусто. А через пару часов они уже легко могли написать диссертацию о казачестве!
Есть известная поговорка: «Где родился, там и пригодился». Но в современном хоккее она не работает – многие игроки так часто меняют клубы, что даже не успевают толком посмотреть города, за чьи команды выступают. Не говоря уж о том, чтобы узнать их историю и культуру.
«Советский спорт» решил восполнить этот пробел и ознакомить с историей кубанской земли четверых ребят из команды МХЛ «Беркуты Кубани». Форварда-уральца из Челябинска Кирилла Белоусова, двух сибиряков – нападающего из Сургута Константина Толканова и защитника из Омска Владимира Кочемайкина, а также вратаря-москвича Стаса Жучина.
Помочь в этом деле нам согласился есаул Константин Перенижко – заместитель атамана Кубанского казачьего войска. И по совместительству – любитель хоккея. Не откладывая дело в долгий ящик, он в течение полутора часов так рассказывал о почти четырехсотлетней истории казачества, что ребята сидели, раскрыв рты от восхищения. А потом засыпали есаула вопросами.
– Кто такой казак? Это призвание или национальность? Можно ли посвящать в казаки? – наперебой спрашивали игроки.
– Даже историки до сих пор спорят обо всем этом, – терпеливо отвечал Перенижко. – Но самое точное определение дано в законе нашей страны: «Казаки – это культурно-этническая общность». Некая часть русского народа, со своими традициями, обычаями, укладом жизни и самосознанием. Но главное, самоорганизованностью. За нее и пострадали в годы Гражданской войны, когда Троцкий и Свердлов хотели уничтожить казаков под корень.
– То есть, чтобы стать казаком, им надо родиться? – уточнил я.
– Точно. Об этом же и Михаил Шолохов писал в «Тихом Доне». Казаки от казаков ведутся.
– Кубанские казаки произошли от донских? – уточнил Толканов.
– Нет, от запорожских. Их земли в свое время Екатерина II массово отдавала помещикам. А Юг России проседал. Вот она и решила убить двух зайцев одним махом – отдала эти земли нам, чтобы было кому их защищать, и освободила Запорожье для помещиков.
– А почему многие казаки носят усы? – задал неожиданный вопрос Кочемайкин.
– Во время Русско-турецкой войны у нас и врагов была очень похожая форма, поэтому, чтобы отличать друга от врага, казаки стали носить усы.
– А расскажите, пожалуйста, о Ермаке, – не унимался Толканов. К своему стыду, я и не знал, что он был казаком. Но в Сибири об этом в курсе…
– В моем понимании – легендарная личность, родом из донских казаков, – казалось, что Перенижко – ходячая энциклопедия. – И то, что сегодня Россия имеет такие обширные территории, во многом его заслуга. Ведь на эти земли уже зарились англичане, французы, другие европейцы…
– Как называется ваша одежда? – не удержался Кочемайкин, который всю беседу с интересом смотрел на кинжал на поясе есаула.
– Верхняя черная одежда – это черкеска. По правилам она носится только с кинжалом. Раньше все ее карманы и элементы на поясе имели военное предназначение. Теперь же они носят исключительно декоративный характер. Рубаха называется бешмет, а ее малиновый цвет – это цвет Кубанского казачьего войска. Шапка – папаха или кубанка. В кубанке даже летом не жарко, хотя она и сделана из овчины. А по поясу раньше судили о зажиточности казака.
– Это как?
– Чем длиннее ремень, тем казак был богаче. Потому что мог себе позволить заказать такую вырезку из кожи. У тех, кто победнее, ремень сшивался из трех-четырех кусков.
В завершение добродушные хозяева дали «Беркутам» почувствовать всю эту красоту на себе. По сути, посвятили в казаки.
– Тяжела кубанка… – вздохнул Белоусов.
А Перенижко обещал прийти на матч МХЛ, а заодно позвал хоккеистов посмотреть воскресное парадное действо казаков у памятника Екатерине II.
«Советский спорт»