Новости : Главное
03.04.2014
Дмитрий Ефимов: Мы не лезем в вопросы, которые нас не касаются
ФХР по американскому образцу создает сборную, которая целый год будет играть и тренироваться, как клуб.
Президент ФХР Владислав Третьяк объявил о создании юниорской сборной России (игроки не старше 18 лет) по хоккею. Эта сборная целый год будет готовиться к юношескому чемпионату мира и уже со следующего сезона примет участие в чемпионате Молодежной хоккейной лиги (МХЛ).
В интервью «Известиям» управляющий директор МХЛ Дмитрий Ефимов, изучающий опыт функционирования команды 1997–1998 года рождения в США, рассказал о плюсах и минусах такой модели юниорской команды и отметил, что ФХР продолжает делать вид, что МХЛ не существует.
— Как руководитель МХЛ, вы принимали участие в создании юношеской сборной России 1997–1998 года рождения?
— К сожалению, пока нет. О том, что принято решение создавать такую команду и что она будет выступать в МХЛ, я узнал из прессы. Если федерация действительно создаст эту сборную, то мы ее конечно примем, однако над этим вопросом надо работать в тандеме. Очень надеюсь, что нас еще пригласят к участию в этом проекте.
— Довольно странно, когда руководитель лиги узнает о таком решении из прессы?
— Согласен. Я убежден, если бы у нас были более плотные партнерские отношения с федерацией, то эффект от проекта был бы сильнее, а затрат и ошибок — меньше. Позволю себе заметить, что вряд ли кто-то в России лучше знает игроков МХЛ, чем мы. Мы не лезем в вопросы, которые нас не касаются. Мы занимаемся исключительно молодежным хоккеем. В этом сегменте у нас собраны обширные знания и приобретен опыт. Это касается и информации о юниорских сборных в США. Там в Энн-Арборе мы исследовали, как построена аналогичная команда в США. Почему выбран именно такой возраст, как проходит селекционный отбор, как проходит обучение… Очень надеюсь, что всё это окажется востребованным, а наше участие в проекте не будет чисто техническим. Это было бы неправильно.
Мы этим живем. Знаем все наши клубы, наших тренеров, игроков. У нас есть статистика на всех ребят: забитые шайбы, голевые передачи, показатель «плюс/минус», штрафные минуты... Имея постоянный контакт с тренерскими штабами команд, мы можем выделить расширенный список кандидатов для дальнейшего анализа.
— Если в США эта команда строится на игроках, не имеющих профессиональных контрактов, то в России в 17–18 лет хоккеист уже имеет контракт с клубами...
— В России права на игроков останутся за клубами. Речь, как я понимаю, не идет о двух годах, как это делается в США. На один год клубы наверняка отпустят игрока в такую сборную, сохранив за собой права на хоккеиста.
— В США для подобной команды построена специальная база. Где будет базироваться российская команда?
— Об этом не было сказано. Федерация обладает базой в Новогорске. Скорее всего, она будет располагаться именно там. Хотя я бы предложил также проанализировать вариант ее базирования в академии хоккея в Ярославле.
— Ранее вы говорили, что эта идея с трудом может прижиться в России…
— Это неплохая идея. Да, у нее есть очевидный минус: соберут 30 игроков, а все остальные хоккеисты в этом возрасте будут понимать, что у них нет шансов попасть в сборную и поехать на чемпионат мира. Но у нее есть и плюсы. Хотя бы то, что эти ребята будут получать постоянную игровую практику. В своей команде МХЛ парень 1998 года рождения не будет иметь много практики, так как он самый юный. А в той команде у него будет много игрового времени. Команда сыграется, будет иметь большие шансы на победу в чемпионате мира, чем сейчас. Как тест, экспериментальный проект, эта идея имеет право на жизнь. Тем более американский опыт есть, и мы видим насколько он успешен. Ребята, которые проходят эту сборную, разбираются лучшими университетами и имеют замечательные перспективы. Однако этому нужна серьезная подготовка и проработка.
— Краеугольный камень создания такой команды — селекция?
— Необходимо проработать систему селекции. Если формирование этой сборной поручат условному человеку N, и он по своему разумению соберет команду, то ничего хорошего из этого не выйдет. В США — это многогранный, научный процесс. Идет серьезный анализ не только спортивных, но и личностных поведенческих качеств человека. Как парень ведет себя на льду, в раздевалке, со сверстниками в школе, с учителями, во дворе, с родителями. Селекционный процесс там длится два года. Поэтому у них нулевой процент ошибки.
— Вы отмечали, что личные связи будут иметь решающую роль при формировании команды.
— Это очень большая проблема. У многих коллег есть мнение, что главный вопрос будет заключаться в юридических нюансах. Как клубы отдадут своих игроков? Я думаю, что если будет принято глобальное решение, то клубы отпустят игроков на год, сохранив за ними все права. Это решаемо. Проблема похуже — это так называемый блат, то есть коррупция. Если проект успешно заработает, то начнутся звонки из высоких приемных и предложения щедрых «взносов». Появление в такой сборной первого «космического туриста» будет означать ее фиаско. Нужен технологичный процесс селекции. Ответственность и контроль должны быть разделены между несколькими организациями. Это должна быть совместная работа ФХР, министерства спорта и МХЛ. Лидирующая роль должна быть у ФХР, именно ей принадлежат права на сборную, но, имея совместный статус и контроль, мы сможем обеспечить максимальную эффективность и чистоту этого проекта.
«Известия»