Новости : Главное
03.06.2014
МХЛ - не лоток с хот-догами
Корреспондент «Коммерсанта», Гаранина Екатерина, поговорила об острых проблемах молодежного хоккея и подвела итоги юбилейного сезона вместе с управляющим директором МХЛ, Дмитрием Ефимовым.
Молодёжная хоккейная лига (МХЛ) — лига молодёжных команд хоккейных клубов, созданная в марте 2009 года на совместном собрании клубов Континентальной хоккейной лиги, Федерации хоккея России и руководства КХЛ. В Чемпионате МХЛ состоит 39 команд, еще 34 клуба выступают в Первенстве МХЛ. На данный момент Молодежная хоккейная лига является крупнейшей хоккейной лигой в Мире. Страны-участники МХЛ: Россия, Латвия, Чехия, Австрия, Казахстан, Украина, Белоруссия.
-МХЛ образовалась пять лет назад. Помните тот день, когда вам предложили стать управляющим нового хоккейного проекта?
-Конечно, меня пригласили раньше, чем МХЛ официально начала свое существование. Я бы не бросил работу в оргкомитете Сочи, если бы сомневался в успехе. Мы были единственной хоккейной державой, у которой не было молодежной лиги. На тот момент КХЛ существовала всего год. Следующим и логичным шагом КХЛ было создание МХЛ. Важность, значимость, масштабность, перспективы проекта и сподвигли меня на то, чтобы стать во главе.
-Что вы считаете самым большим успехом за эти пять лет?
-Мы выстроили структуру молодежного хоккея, которой не было вообще. Теперь у наших хоккеистов есть совершенно четкий карьерный путь, а не черная дыра между школой и командой мастеров. Мы заполнили важную брешь. Конечно, у нас есть очень много успешных проектов, например, Кубок Мира среди молодежных команд, санкционированный IIHF (Международная Федерация хоккея – прим.авт.). Этот турнир был придуман с нуля. Сейчас он пользуется признанием во всем мире.
-Подведите пожалуйста итоги юбилейного сезона. Что удивило лично вас?
-Были свои плюсы, свои минусы. Очень порадовало качество хоккея. Лига прогрессирует в спортивной составляющей. Плюс, финальные игры плей-офф, которые привлекли большое количество болельщиков. Полные арены на «Красной Армии» и «Спартаке» - это чудо. Огорчило качество судейства и потеря хоккейного клуба из Одинцово. Я отказываюсь мириться с тем, что один из богатейших районов Московской области с великолепной инфраструктурой говорит, что не может содержать молодежную команду. В этом году неплохие результаты по спонсорской деятельности. Печальные результаты по сотрудничеству с «Россией 2». Канал решил, что молодежный хоккей не интересен. В эфир не попал даже плей-офф.
Лига в развитии. Нет такого, что все блестяще или плохо – это нормальное развитие масштабного проекта. МХЛ- не лоток с хот-догами. Лига-это и спортивный, и социальный, и коммерческий, и политический проект, в развитии которого много граней. Но отмечу, что позитива больше. В следующем сезоне к нам придут семь, если не больше, российских команд. Большинство из них базируются там, где молодежных команд не было: Брянск, Ростов-на-Дону, Самара, Мурманск, Ленинградская обл., Сахалин. Это движение радует.
-Вы заметили, что качество судейства вас огорчило. Как в шестом сезоне будет проводиться работа в этом направлении?
- Когда приходят жалобы от команды, которая победила в матче – это заставляет задуматься. Было бы понятно, если ее направил бы проигравший… Будут тренировочные лагеря с серьезной программой. В этом году я лично стану контролировать и разбираться в структуре судейства. Введем систему поощрения. Советская система, когда арбитр имеет фиксированную заработную плату, уходит в прошлое. Постоянно будут проходить аттестации, инспектирование, оценка деятельности, знаний, физического состояния. Будет сформирован рейтинг. Тем, кто показывает низкие результаты, получат рекомендации и время на исправление. Мы попрощаемся с теми, кто их не исполнит. А те, кто прогрессирует - будут работать. Планирует ли МХЛ публиковать данные для всеобщего просмотра? Конечно, что-то будет. Но в целом, это наша внутренняя кухня. Допустим, публиковать рекомендацию о том, что в следующие пару месяцев арбитр должен сбросить 8 килограмм – это не этично. Проблема физического состояния судей- на повестке дня. У нас много арбитров, которым нужно привести себя в форму, улучшить качество катания, динамику движений.
- В регулярном чемпионате в Москве и МО низкая посещаемость. В регионах ситуация противоположная. Как решить этот вопрос? Должна ли МХЛ помогать привлекать внимание?
-Мы стараемся помогать, но если клубы не хотят работать-мы ничего не сможем сделать. В начале нашего первого сезона «Стальные лисы» (Магнитогорск) очень грамотно работали над привлечением болельщиком и поднятию интереса. В городе было много рекламы. На матчи ходило по 2000-3000 человек! В последние годы, к сожалению, Магнитогорск эту деятельность прекратил. Сейчас там ходит 200-300 человек. Это был наглядный пример. Только клуб способен привлечь публику. Мы здесь, в офисе МХЛ, можем в лепешку разбиться, но народ не придет на матч, если клуб сам не приложит усилия. Конечно, если бы у нас были миллиардные бюджеты, и мы бы накрыли страну волной рекламы (улыбается и размахивает руками)… А когда клуб не хочет даже в кассе повесить календарь игр молодежки, о чем тут можно говорить? Другое дело, что со временем клубы начинают уделять внимание молодежке. Одна из причин – успех команды. Тот же «Спартак», о котором мы говорили. Давайте честно взглянем на историю. Первые годы клуб в упор не видел молодежную команду. Нам приходилось ссориться, чтобы клуб сделал для нее сайт. В кассе не висел календарь… Надо по регламенту для галочки? Хорошо. Первые годы красно-белые не выходили в плей-офф. Потом клуб взялся за дело. Возможно, это связано с приходом Олега Браташа, который стал во главе команды. Отношение к команде поменялось. Итог- серебряные, золотые медали, внимание болельщиков, аншлаг во дворце.
-Телевизионные трансляции помогли бы увеличить аудиторию?
-Конечно! ТВ-двигатель популяризации. В театре может идти гениальная постановка, но если зритель о ней не знает, то он и не придет. Вокруг столько возможностей для отдыха, а там еще где-то какая-то молодежь играет… Людям нужно увидеть, узнать, прочувствовать – заинтересоваться настолько, чтобы потратить свое время и прийти на арену. Если было бы больше трансляций, чтобы публика поняла изюминку молодежного хоккея - аудитория выросла бы в разы. Я смотрю очень много игр МХЛ. Да простят меня коллеги, но после молодежного хоккея, мне даже бывает скучно смотреть некоторые матчи КХЛ. Там могут играть мастера высокого уровня, но азартность, эмоциональность, юношеский максимализм – в этом своя фишка. Почему в Канаде обожают молодежный хоккей? Люди привыкли, они понимают изюминку. У них не стоит выбор - посмотреть НХЛ или молодежку. Для них это разные вещи! А в России публика еще не поняла это. Конечно, нам нужно продвигать себя через ТВ.
Печатное издание мы точно делать не будем. Это нерелевантно. Интернет – та среда, где можно многое делать без ограничения эфирного времени. У нас в этом году было три передачи - «МХЛ инсайд», «Наша Молодежка», «Персона Грата».
-Чтобы наш хоккей прогрессировал, нужна четкая параллель между школами, МХЛ, ВХЛ и КХЛ. На ваш взгляд, какое оптимальное количество игроков должно из МХЛ попадать в ВХЛ и КХЛ?
-100% не бывает ни в каком виде спорта. Процент? Подсчитать его невозможно. Разные годы дают разное количество талантливых ребят. Один год может стать очень удачным для хоккейной школы Магнитогорска. А в Челябинске, к примеру, другой. Поэтому единый процент я не берусь вычислить. В среднем, если молодежная команда 3-5 игроков выдает каждый год в большой хоккей- это уже успех.
-Правильно ли я поняла: оценивать ситуацию во всей МХЛ нельзя, нужно брать конкретные клубы?
-Конечно. Разброс выпускников большой. Но суть в том, чтобы ни один год не остался без талантливых выпускников.
-Что делать независимым клубам? Например, ступинский «Капитан» снова не прошел в плей-офф. Часто для ребят из таких клубов единственная возможность продолжить карьеру-это переход в другую команду.
-В этом году будет изменен регламент. Раньше независимые клубы могли иметь только двух игроков, достигших 21-летнего возраста, в шестом сезоне квота увеличиться до пяти, с целью усиления команды. Действительно, эти клубы находятся в неравной ситуации: у них нет большого финансирования, нет команды мастеров, которая могла бы поднимать и опускать игроков, и они совершенно не защищены перед лицом драфта КХЛ. Для всех остальных клубов возрастные рамки остаются прежними.
-Большинство молодых игроков мечтает уехать за рубеж, чтобы потом пробиться в НХЛ. И многие уезжают… На ваш взгляд, нужно ли останавливать этот поток? И если да, то как?
-Мы не можем его остановить. Но можно разъяснять игрокам реальную картину жизни. То, что рисуют материально заинтересованные агенты, не соответствует действительности. Поэтому многие хоккеисты, которые едут в Америку, заканчивают играть вообще. Или судорожно пытаются найти себя на Родине. Можно критиковать молодого артиста оперы за желание выcтупать в La Scala? Наверное, нет. Нельзя критиковать юного хоккеиста за желание выступать в самой сильной лиге мира. Беда в том, что агенты мешают спортсмену адекватно оценивать действительность. Когда предлагают играть Валерию Ничушкину-это одно. А когда про НХЛ рассказывают мальчику, который у себя дома середнячок, о чем можно говорить? Ну, он едет, попадает в команду четвертого дивизиона, где играют за деньги. Сколько из порядка 150 уезжающих каждый год реально талантливы? Я думаю человек 10, не больше. Если говорить объективно, то МХЛ и CHL сравнимы по качеству. Если бы это было не так, мы бы не побеждали в Subway Super Series, а на молодежных чемпионатах не обыгрывали бы канадцев. Разница в том, что в МХЛ тренеры больше возятся с хоккеистами, уделяют внимание тренировочному процессу. В зарубежную лигу вас берут уже как состоявшегося игрока, которому нужно подтвердить свой класс. Показываете- у вас будет место в составе. Нет? Тогда никто с вами не будет работать, вас отчислят.
-Месяц назад ФХР объявила о том, что будет создавать юниорскую команду на базе МХЛ. Идет ли сотрудничество по этому вопросу?
-Это очень сложный вопрос. Я могу еще раз повторить: если будет создана такая команда, МХЛ готова принять ее и создать условия. Но в шестом сезоне ее не будет. Будет ли она создана вообще – неизвестно. В теории это сильный проект. Американский пример-наглядный. За всем этим стоят очень земные вещи: деньги, контракты, инфраструктура, специалисты, селекция. Пока есть только вопросы.
-Очень понравилось то, что я увидела на проекте «Олимпийский отбор» (совместный проект МХЛ и ФХР, который рассчитан на тренировку хоккеистов – будущего костяка молодежной сборной. Проект проводится второй год в УТЦ «Новогорск») И у игроков, и у тренеров горели глаза от удовольствия!
-Он сверхудачный! Это должно было быть сделано 10 или 20 лет назад! Наконец-то эта идея воплотилась. У ребят, которые приезжают туда, есть стимул на целый сезон: им уже намекнули «Парень! Ты один из лучших!». Туда приезжают выдающиеся хоккеисты: Алексей Яшин, Дарюс Каспарайтис, одаренные мастера тренерского цеха, фигуристы, которые помогали оттачивать технику катания. У нас почему-то уже этому не уделяют внимание – игроки не очень хорошо катаются. В лагере, который будет проводиться в Сочи по той же системе с 1 по 21 июня и закончится турниром, приедет Иван Скобрев. Он будет тренировать катание с другого угла – с точки зрения конькобежца.
Сбор в Сочи не только продолжение «Олимпийского отбора», но и удлинение тренировочного процесса. У хоккеистов молодежных команд отпуск от 2 до 3 месяцев в году. Это неправильно. Отпуск среднестатистического россиянина-24 дня. Молодые игроки должны постоянно работать над своим мастерством. А их отпускают на два месяца отдыхать, набирать вес. Это нонсенс! Американские хоккеисты отдыхают от спорта две недели в год. Остальные 52 они занимаются либо поддержанием формы, либо непосредственно хоккеем. Мы исправляем эту странную ситуацию, создаем оптимальные и грамотные условия для тех, кто взят на карандаш. Они не будут терять эти три недели, наоборот - вкатятся более подготовленными в сезон. Что делать тем, кто туда не попал? Работать, стремиться быть лучшим.
-Не боитесь, что после Иван Скобрев возьмет клюшку и уйдет в хоккей?
-Пожалуйста! Президент подал пример - многие стали заниматься хоккеем. Наша чемпионка мира по боксу, Наталья Рогозина, играет в хоккей.
-Политическая ситуация на Украине оставляет желать лучшего. Повлияет ли она на выступление «Молодой Гвардии»?
-Ситуация очень тревожная. Я общаюсь с руководством клуба. «Донбасс» старается жить своей хоккейной жизнью. Но когда вооруженные люди врываются в ледовый дворец, грабят его и поджигают, остается мало места спорту. Будет ли безопасно приезжать туда Российским командам? Уверенности все меньше и меньше.
-В этом сезоне вся общественность следила за положением «Спартака» (в 2013 году у спонсора клуба отозвали лицензию. Команда могла не доиграть сезон – прим.авт). МХЛ внесла свой вклад в спасение молодежной команды. Расскажите пожалуйста об этом.
-Прекращение выступлений «Спартака» во время сезона – это огромный удар не только по команде и болельщикам, но и по репутации Лиги. Команда сильная. Это было бы огромной потерей. Случай уникальный. Мы раньше деньгами не помогали командам, да и не планируем это делать в будущем: Лига не зарабатывает столько денег, чтобы финансировать клубы. Да, мы не знали, что «Спартак» станет обладателем Кубка Харламова… Но он был в числе фаворитов плей-офф.
-Великолепно проявили себя болельщики красно-белых, которые не только собрали огромное число подписей в защиту, но и поддержали материально.
-Это правильно. Так и должно быть. Это народная команда, клуб с серьезной историей, традициями, знаменитыми хоккеистами… И если болельщики были бы равнодушны, то это был бы нонсенс.
-Что нового мы увидим в шестом сезоне МХЛ?
-Революций не будет. У нас есть понимание как все должно функционировать. Но каждый сезон приносит больше опыта, и мы вносим поправки в регламент, необходимые для повышения качества нашего соревнования.
Екатерина Гаранина, «Коммерсант»