Новости : Главное
25.11.2014
Михаил Уразов: Говорят, что я трудолюбивый
Интервью с капитаном команды «Клин Спортивный» Михаилом Уразовым.
- Где родились? Где учились? Кто первый тренер?
- Родился в Воронеже, там же и начал играть в хоккей первые пять лет. Потом меня заметили в Ярославле, получил приглашение — удалось закрепиться, закончил школу ярославскую, в принципе, получил хорошую базу. После этого в молодежку не то, что бы не взяли, брали, но народу было очень много, поэтому я попытал счастья в Америке. Там пытался играть в юниорских командах первые два года, не скажу, чтобы мне особо понравилось; в Америке нужно либо в НХЛ играть, либо в университетах — образование получать. Потом оказался в Омске на два года, где получилось стать чемпионом молодежной хоккейной лиги. Что можно об этом рассказать? Хороший тренер, хорошая команда попались, мы уверенно лидировали весь сезон — первое место и в «регулярке» взяли, и плей-офф практически без поражений, только последние игры со «Спартаком» прошли впритык — в последней седьмой игре, в овертайме получилось забить гол выиграть. Было очень много эмоций, приятно побеждать.
- Почему именно хоккей?
- Родители, наверное, еще до рождения решили. Будет мальчик — будет хоккеистом. До рождения меня определили в хоккей, хотели очень. Они сами занимались спортом — ориентированием.
- Ориентированием на местности?
- Да, бегали. В то время не самый прибыльный вид спорта, можно сказать, не престижный. Ну и решили, что сына в хоккей. Атак хоккей я полюбил только лет в тринадцать-четырнадцать, когда меня в него научили играть по-нормальному.
- А когда первый раз на коньки встали?
- В шесть лет поставили на коньки. Не поздно, тогда раньше не начинали. Именно с шести брали; сейчас уже, конечно, с трех... Не знаю, правильно — не правильно, время покажет. До сих пор помню, как первый тренер, Николай Федорович, шпынял меня, гонял. Это сейчас я понимаю, что он, видимо, потенциал какой-то видел, поэтому и требовал больше, чем от других. Благодарен я ему за это, поэтому и в Ярославле заметили, дали шанс. Благодаря этому сейчас я здесь. В Ярославле у нас тренер был Корноухов Евгений Александрович, нас шесть лет вел. После того, как он остался в «Локомотиве» молодежку вести, я уехал в Америку, а когда вернулся — он был в Омске.
- И вы вслед за тренером поехали в Омск?
- Я вообще позвонил совета попросить, может он знает, кому игроки нужны. Он пригласил меня к себе на просмотр, так я и остался в Омске. Ему я тоже сильно обязан — как бы за уши и в Ярославле вытянул, человека сделал. Как я сказал, хоккей полюбил не сразу, только после приезда в Ярославль, научился кататься, научился бросать, думать научился. До этого «бей—беги», а годам к тринадцати, когда все сравнялись по росту, по силе — появилась техника, появились мысли правильные, быстрее думать стал. Приятно стало играть в хоккей — получаться началось. Тогда я действительно понял, что научился что-то делать.
- Много хорошего Вы говорили о своих тренерах, а у самого склонность к тренерству есть?
- Пока я смотрю и думаю, какая же это морока — с нами заниматься. Даже с нами, а уж если еще младше.... По себе помню, дикие дети — вроде бы и взрослые, все понимают, а такое выкинут. Вроде приехали на турниры, соревнования, а тут раз, по ночам какие-то движения, прогулки... Тренер сидит и ждет ребят в холле гостиницы. На следующий день, конечно, головомойка всей команде, давайте побегаем. Поэтому, о том, чтобы тренировать, я пока точно не задумывался.
- Как команда клинская? Сам город?
- Если честно, то экскурсии я себе не устраивал — в выходные поспать все же хочется больше. Команду собрали, ребята неплохие, тренера дают нам работу — стараемся, сейчас шестое место, немного неудовлетворительно, я думаю, для тренеров, но... стараемся. В планах попасть в плей-офф, бороться за места повыше. Замахнуться на первое место, конечно, хорошо — у всех такая цель.
- Как оцениваете поддержку с трибун?
- Клинские болельщики, они... пока спокойные. Чувствуется, что люди ходят, поддерживают, но спокойно, скажем так, не шумно. Попадем в плей-офф — будем довольны поддержкой.
- О чем мечтаете?
- Честно, не знаю... Всегда хотелось благосостояния семейного, от этого пошло бы и спокойствие и спокойно игралось бы. Хотелось бы домик себе где-нибудь, рядом с озером, где лес, красота. Ну и здоровья хотелось бы, чтобы ничего не болело.
- Тогда профессию Вы не ту выбрали...
- Это я только лет в 16 понял, раньше все заживало, а сейчас уже лечить-подлечивать приходится.
- Травмы серьезные были?
- Нет, ничего серьезного не было: ушибы, трещины в костях, переломов благо не было. Ну, спортсмены все нездоровые люди, сильные, но нездоровые.
- Положительные и отрицательные стороны Вашего характера?
- Это сложно. Говорят, что я трудолюбивый, я здесь только благодаря работе. Но, одновременно с этим, я ленивый. Очень тяжело преодолеть себя, встать с кровати, оторваться от книжки, хочется, конечно, еще что-нибудь сделать, пойти прогуляться с друзьями. Какое там… Вспоминаю, что у меня завтра две тренировки, сегодня одна уже прошла.... Лучше еще полежу, тяжело оторвать себя от этого.
- Что читаете?
- Я читаю везде, планшет всегда с собой, интернет есть. Есть полчасика — главу-другую прочитал. С детства мне это привили, лет с двух мне бабушка постоянно по вечерам читала. Сказки были интересные, вот и пришлось самому учиться, чтобы днем почитать, когда ее нет. Помню сказку про Змея Горыныча, книжка еще белая такая была. Интересно было — отсюда я и научился читать, хотелось узнать, что еще в книжке есть. Больше я фэнтези люблю, другие миры, магия. Из авторов - Роберт Сальваторе мне понравился очень сильно, много книг у него интересных было. А сейчас увлекся психологией, например, Дейла Карнеги читаю.
- Как завести друзей?
- Ммм… как манипулировать людьми, да, как завести друзей. Интересное совпадение — оказывается, мои родители тоже начали читать Карнеги лет в двадцать, семейная традиция, грубо говоря, сам об этом только недавно узнал.
- Получается справляться с ленью?
- Сейчас мне с ленью бороться практически не надо. Что я делаю? Работаю, встаю на тренировку, своим, приятным, делом занимаюсь. Кроме тренировок, мне особо делать-то и нечего, может дополнительно поработать, либо сходить куда-нибудь, а так, можно сказать, потакаю своей лени...
- А как себя на игру настраиваете?
- У меня особого настроя не было никогда: прихожу во дворец за два часа и включаюсь, мобилизация пошла. Главное, режим соблюсти, эмоции при себе держать, не распыляться. И собранным на игру выйду. Ритуалы, может, у кого и есть какие, у меня не было никогда. Может, примера не было, чтобы за кем повторить было, перенять.
- Насколько напутствие тренера перед игрой помогает?
- Напутствие тренера перед игрой обычно прочищает мозги, собирает картинку, как нужно играть. Обычно перед игрой дают установку, что и как делать.
- Какие хорошие привычки дал хоккей?
- Сам хоккей, наверное, привычкой стал хорошей.
- А за какую команду болеете?
- А вот такого не было никогда, любимых хоккеистов тоже нет. У меня так — в какой играю, та и любимая на данный момент. Хоккей смотрю, конечно, но больше на игру, чем на команду. За красивый хоккей я болею — ругаюсь на обе команды одинаково.
- Что дает и отнимает статус капитана?
- Дает, наверное, дополнительную уверенность, стимул на игре — вести за собой ребят — сил придает. За косяки достается всем и мне, в первую очередь — надо ответственно себя вести, настраивать как-то, подбадривать, за дисциплиной следить. Эмоции, конечно, иногда захлестывают, их надо успокоить.
- Поделитесь, как эмоции успокаивать?
- В основном, установка, что эмоции — это лишнее. Как их проявляют? С кем-то потыкаться, покричать на судью, все это, конечно, пытаемся сразу убрать. Потому что, во-первых, посадят на скамейку — играть не сможешь; во-вторых, силы распылять в холостую не стоит, лучше потратить это на игру — гол забить, принести пользу команде своими эмоциями.
Пресс-служба ХК «Клин Спортивный»