Новости Лиги
31.01.2018
Из чего делают хоккейные клюшки
Главный тренер молодёжной хоккейной команды «Белгород» Владимир Бовинов рассказывает о главном оружии хоккеиста.
«Раньше клюшки были деревянными. Мы покупали заготовки в магазине и из них вытачивали крюки, загибали их. Потом оклеивали стеклотканью на эпоксидной смоле. Такая клюшка могла и сразу сломаться, и год продержаться.
Потом появились финские Koho и Titan – тогда они были самыми распространёнными. Они тоже были деревянными, но лёгкими и крепкими. Koho почти ничего не весила. Позже появилась канадская SherWood.
Советские клюшки были очень плохого качества – ЭФСИ, «Карелия» – так что играли иностранными.
С тренером «Россоши» Сергеем Карой я вырос в одном дворе в Воронеже. Как‑то он позвал меня в гости и показал клюшки NordStar. В 1973 году в Москве проходил чемпионат мира, и он привёз их оттуда. У неё своеобразная форма – после пятки шло расширение. По её лекалам мы стали делать свои клюшки. Когда уже я сам поехал в Ленинград на турнир и попал на соревнования вторых команд сборных СССР, то Koho предлагали за 10 рублей – приличные деньги. Простая деревяшка стоила 3 рубля максимум.
На взрослом уровне играли в основном клюшками ЭФСИ, другие названия не помню. В Высшей лиге, может, и были заграничные, но я тогда выступал в классе Б, во второй и первой лигах. И мы сами себе их покупали, как и форму.
Затем появились клюшки, которые называли «труба»: деревянный крюк вставлялся в алюминиевый черенок. Если крюк ломался, то его просто меняли. Считалось, что «труба» вечная, но со временем они стали хуже: попадались подделки и крюков, и черенков. Появившиеся чуть позже литые клюшки были намного легче.
Современные клюшки, которыми играет наша команда, стоят от 7 до 15 тысяч. В них есть то, чего не было у нас: мягкость и прочность. Сколько клюшка выдержит – неизвестно. Могут сломаться в первой же игре или от попадания шайбы. Даже во время щелчка черенок может лопнуть.
Чтобы шайба летела, надо по ней ударить. Есть методика, по которой сейчас учат играть: надо бить перед шайбой. Бьём в лёд – и шайба летит как из рогатки. В этом и заключается флекс (гибкость): раньше от синей линии я добрасывал шайбу на сетку, а сейчас её от борта до борта можно перебросить. Углепластик даёт возможность делать разные трюки с шайбой, поднимать её со льда одной рукой и прочее.
Мы не можем под каждого игрока клюшку брать. Это под Овечкина всё делают индивидуально.
А у нас тендерная закупка, поэтому иногда такие дрова приходят, что караул. Некоторые команды часто на этом обжигаются. Вратарям в этом вопросе проще клюшки покупать – их меньше».
Александр Куликов, сетевое издание «БелПресса»
Фото Юрия Бограда