Новости : Главное
10.12.2018
Отец русского хоккея. Анатолию Тарасову – 100 лет
10 декабря 2018 года вся Россия вспоминает Тарасова. В этот день ему исполнилось бы 100 лет. Судьба великого тренера, опередившего время, удивительна. Тренерскую карьеру в хоккее он завершил в 55 лет…
ПЕРВЫЙ ЕВРОПЕЕЦ И ТРЕНЕР В ЗАЛЕ СЛАВЫ НХЛ
В Зале хоккейной славы в Торонто портрет Тарасова, который писал заокеанский художник в Москве по заданию НХЛ, украшает подпись: «Выдающийся хоккейный теоретик и практик, внесший огромный вклад в развитие хоккея. Мир должен был благодарен за то, что та подарила ему Тарасова».
В Зал славы Тарасова принял сразу после завершения им тренерской карьеры. Хоккейной. Еще год он возглавлял футбольный ЦСКА, но это не в счет.
Тарасов стал первым европейцем и вообще тренером, введенным в Мекку хоккея в Торонто. Ему даже не сообщили об этом событии. В Спорткомитете в ответ на приглашение на церемонию сказали, что лауреат… болен. Перстень ему привез в московскую квартиру на Соколе посол Канады в СССР Роберт Форд. Лишь через четыре года Тарасов, возглавив советскую делегацию на молодежном чемпионате мира, увидел себя в Зале славы.
На открытии в Москве первого в России гольф-клуба, владельцем которого был знаменитый швед Свен Тумба-Юханссон, Тарасов сфотографировался с ним и с Пеле.
- Лучший футболист мира, лучший хоккеист и… - Анатолий Владимирович любил показывать историческое фото.
У нас далеко не все специалисты знают о книгах Тарасова, за рубежом по ним до сих пор учатся. «Тактика хоккея», «Хоккей грядущего» популярны по обе стороны океана. Три года назад в России выпустили книгу «Родоначальники и новички», которую Тарасов мечтал издать в Союзе. В 1997-м она появилась в Америке под названием «Отец русского хоккея».
Генеральный менеджер «Питтсбурга» Рэй Шеро, получая перстень члена Зала славы за своего отца Фреда Шеро, знаменитого наставника «Филадельфии», признался в микрофон: «Спасибо Тарасову за его идеи и книги. Мы все воспитывались на теории русского тренера».
Скотти Боумэн считал Тарасова своим учителем, автор американского «Чуда на льду» Херб Брукс не без гордости рассказал, что победил сборную СССР в Лейк-Плэсиде-80
с помощью тарасовских методик, которые он многие годы изучал.
Тарасов посмертно стал лауреатом престижной премии Уэйна Гретцки, которую вручают за вклад в развитие и процветание хоккея в США. До Тарасова ее получали только заокеанским тренерам и хоккеистам.
ВЫИГРАЛ У ЧЕХОВ – ЛИШИЛСЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА
А у нас бюст великого тренера на Аллее славы ЦСКА открыли только в мае 2006-го. Аргументировали тем, что, дескать, такой чести удостаиваются только награжденные орденом Ленина, самым престижным в СССР. Его у Тарасова нет.
А ведь обещали. После победы на Олимпиаде-72 в Саппоро, третьей подряд для сборной СССР и ее тренеров Чернышева и Тарасова. Но дали орден Трудового Красного Знамени. По свидетельству Нины Григорьевны, вдовы тренера, ему не простили… победу в заключительном матче турнира над сборной Чехословакии. Начальство намекнуло, что неплохо было бы сыграть вничью, чтобы представитель социалистического лагеря занял второе место, опередив американцев. Но Тарасов в такие игры не играл. Тарасов бросил в бой даже серьезно травмированного Бориса Михайлова - с надрывом боковой связки и повреждением мениска. Наши выиграли 5:2, и наставники лишились высших государственных наград.
После той Олимпиады тренерский тандем победителей попрощался со сборной. История темная, насчитывающая несколько версий. К тому времени триумфальное шествие нашей национальной команды растянулось на 10 лет, начиная с ЧМ-1963 в Стокгольме. За это время сменилось несколько поколений звезд - Сологубов, «академики» Локтев – Альметов - Александров, братья Майоровы, Старшинов, Коноваленко, Фирсов, Викулов, Давыдов, Кузькин…
- Главная заслуга Тарасова – в том, что он пошел своим путем, а не стал копировать канадцев или чехов, - объяснил заслуженный тренер СССР Владимир Юрзинов. – Потому что любая копия хуже оригинала. Сейчас НХЛ взяла у нас все лучшее.
Кто-то пеняет Тарасова тем, что не он в тандеме с Аркадием Чернышевым был старшим тренером. Но именно на Тарасове лежал тренировочный процесс, да и команду по большому счету формировал он. Чернышев же вел игру, слыл мастером точечных замен, но сам на лед во время занятий не выходил. Главное – они отлично дополняли друг друга.
ПЕТРОВ СПОРИЛ С ТАРАСОВЫМ, ПОЭТОМУ ТРЕНИРОВАЛСЯ БОЛЬШЕ ВСЕХ
О тренировках Тарасова ходили легенды. Он все время изобретал новые, самые невероятные упражнения. Сейчас это творчество кое у кого вызывает улыбку.
- С Тарасовым активно спорил разве что мой друг Владимир Петров, поэтому тренировался больше всех, вот и вырос в такого классного мастера, - как-то пошутил Борис Михайлов.
Тарасов никогда не закрывал двери на тренировках. В отличие от многих своих коллег. Наоборот любил давать занятия на бис.
- Заканчивая карьеру игрока, я задумывался о тренерской профессии и часто приходил к Тарасову на тренировки, - вспоминал Юрзинов. – Ребята на меня шипели: «Что приперся? Тарас сейчас начнет гонять». И вправду Анатолий Владимирович сразу просил повысить темп».
В «Легенде №17» цепляет сцена прописки Валерия Харламова в ЦСКА – игроки-чемпионы по главе с Александром Рагулиным с синей линии бросают по воротам, которые защищает новичок, а Тарасов требует не жалеть его. Двукратный олимпийский чемпион Владимир Лутченко рассказал, что такому испытанию подвергли молодого форварда Александра Смолина, которого тогда оценивали выше Харламова и оставили в чемпионской команде, а не отправили на стажировку в Чебаркуль.
К слову, туда ссылали бесперспективных для ЦСКА игроков, чтобы те не достались конкурентам. Харламов сразу не приглянулся Тарасову, но после возвращения быстро стал народным хоккеистом.
С особым трепетом Тарасов относился к Владимиру Крутову, восхищался его техникой – рациональной и в то же время богатой. Боготворил Вячеслава Фетисова, с которым познакомился на МЧМ-1978. Поддержал его в нашумевшем конфликте с Виктором Тихоновым в 1989-м. Только ультиматум лидеров сборной не одобрил.
На стыке веков мы часто говорили о шведской «торпеде» - оригинальном построении звена. Забыв, что за 30 лет до скандинавского изобретения Тарасов предложил «систему» - пятерку с защитником-стоппером, двумя полузащитниками и двумя форвардами. На Олимпиаде в Саппоро по этой схеме играли Рагулин, Цыганков – Фирсов, Викулов – Харламов. Новое звено не проиграло ни одного микроматча.
ОН НЕ МОГ ПОСТУПИТЬ ИНАЧЕ
Тарасов грезил сражениями с канадскими профессионалами. На бумаге прикидывал расклад сил. На приеме в честь героев-олимпийцев Инсбрука-1964 они с Чернышевым при посредничестве первого космонавта Юрия Гагарина получили от главы государства Никиты Хрущева добро на эти встречи. Но в стране вскоре сменилась власть, и исторические матчи пришлось отложить на 8 с лишних лет. В Канаду сборную, которую создавал Тарасов, повез другой тренер. Тарасова же даже не позвали консультантом и не пригласили за океан.
В итоге Суперсерию выиграли канадцы.
- Команде не хватило Тарасова, - как-то признался вратарь Александр Пашков, дублер Третьяка. – В Москве у нашей команды упала дисциплина. А канадцы наоборот мобилизовались.
После восьмого, завершающего матча серии Тарасов пристыдил игроков, которые не помогли Евгению Мишакову, на которого накинулись несколько канадцев.
Тарасов не умел и не любил выбивать блага для игроков – квартиры и машины. За что его не раз упрекали. Но насмерть стоял за своих ребят. Как 11 мая 1969 года в золотом матче против «Спартака». Он вынужден был увести команду в раздевалку после странного решения отменить гол Петрова перед сменой в третьем периоде ворот. В итоге ЦСКА проиграл 1:3.
- Я не мог засчитать ту шайбу, поскольку мне сообщили, что время на контрольном секундомере истекло, - делился воспоминаниями судья того дерби Юрий Карандин, который впоследствии даже жил в одном гостиничном номере с Тарасовым. – Но часы на табло были исправны, это потом установили, да и никто не сообщал, что время берется по хронометру за столиком секретариата. Анатолий Владимирович не мог поступить иначе. Он был прав и одновременно не прав.
После матча с Тарасова сняли звание заслуженного тренера, Чернышеву предложили работать со сборной в одиночку, но он отказался. Скоро регалии Тарасову вернули, и тандем выиграл еще два чемпионата мира и Олимпиаду.
Об артистизме Тарасова ходят легенды. Но эти его приемы были не показушными, а подчинены делу. Не раз Анатолий Владимирович пел в раздевалке во время матчей.
- Помню, на чемпионате мира 1971 года в Швейцарии мы проигрывали перед третьим периодом шведам 2:3, матч был решающий, - рассказал Третьяк. – Так Тарасов в перерыве затянул «Черный ворон…». Мы вышли и разорвали соперников – 6:3.
По версии капитана сборной Вячеслава Старшинова песня была другая – «Врагу не сдается наш гордый «Варяг». В какой-то момент Тарасов отлучился в туалет, но петь не прекратил, чем развеселил команду и снял напряжение.
ПРИ ТАРАСОВЕ РАСЦВЕЛ ФУТБОЛИСТ АСТАПОВСКИЙ
Много всякого и разного говорили о его работе с футбольным ЦСКА, далеко не лидером чемпионата страны. Перед назначением Тарасов пообещал военному начальству выиграть золотые медали.
Не зная специфики, он пытался спроецировать хоккейную методу на футбол и результата не добился. Но при Тарасове расцвел вратарь Владимир Астаповский, стоявший не отчисление. В следующем после ухода мэтра сезоне он стал футболистом года, получил приз журнала «Огонек» для лучшего вратаря, завоевал бронзу Олимпиады-1976 в Монреале и стал единственным представителем той сборной, кто удостоился государственной награды (медали «За трудовое отличие»).
Отлученный от большого хоккея, Тарасов с головой окунулся в свое детище – клуб «Золотая шайба». Ездил на турниры, сам проводил тренировки, даже когда плохо себя чувствовал.
А в 1977 году отправился на чемпионат мира в Вену спецкором ТАСС. Его репортажами зачитывались. Там он жестко критиковал сборную СССР, трижды упустившую шанс завоевать золотые медали, которые в итоге достались чехам. Прошелся мэтр и по канадской легенде Филу Эспозито, который уже не играл, а доигрывал.
В 1988 году во время финальной серии плей-офф ЦСКА – «Динамо» (Рига) Тарасова приглашали в телевизионную студию.
- Мы, Володя, будем продавать эти матчи в Канаду, - говорил он популярному ведущему и комментатору Владимиру Перетурину.
Болельщики не могли оторвать глаз от экрана, настолько самобытно вел разбор полетов Тарасов.
ЗНАТНЫЙ КУЛИНАР, БАНЩИК И…ЖУРНАЛИСТ
Очень переживал патриарх неудачу сборной России на Олимпиаде-1994 в Лиллехаммере. Четвертое место и двойной разгром от финнов с общим счетом 0:9 шокировали мэтра. Досталось тогда от него тренеру Тихонову.
Тарасов умел «резать мясо» и учил этому своих коллег по тренерскому цеху. В частности молодого Олега Романцева. Порой мэтр искусственно создавал конфликт.
- Когда я играл, то не всегда понимал Тарасова, - признался Михайлов. – Иногда он был с нами несправедлив. Но став тренером, я понял, что это были педагогические ходы, без которых мы бы не добились стольких побед.
Тарасов был строг к своим дочерям - Галине и особенно к младшей, Татьяне, в которой видел спортивный талант. Ранним утром в любую погоду он выгонял ее на зарядку. Она бегала по снегу в тряпичных тапочках. Так закалялся характер будущего тренера-чемпиона по фигурному катанию.
Анатолий Владимирович был на редкость хлебосольным. Его страсть – заготовка грибов, варенья-соленья. В багажнике его «Волги» всегда имелась квашеная капуста, огурчики-помидорчики, грибочки собственного приготовления. А уже в бане ему вообще равных не было. Под его веник попадали даже министр обороны Андрей Гречко, с которым Тарасов любил сразиться в теннис, а также некоторые государственные деятели.
Он собирался на ЧМ-1995 в Швецию, 17 апреля получил загранпаспорт. Татьяна, отправлявшаяся со своим театром на гастроли в Лондон, попросила профессора-уролога 67-й больницы прописать отцу лекарства, чтобы ему было легче в долгой поездке. При элементарном анализе в кровь занесли инфекцию. Началось заражение, потом инсульт. 33 дня в реанимации. Выкарабкаться он не смог. С похоронами помогли Елена Боброва, тогда замдиректора ЛДС ЦСКА, и президент ФХР Валентин Сыч.
Похоронили Тарасова на Ваганьковском кладбище.
ДОСЬЕ
Тарасов Анатолий Владимирович
Родился 10.12.1918 г. в Москве, умер 23 июня 1995 г.
Футболист, хоккеист, тренер
Заслуженный мастер спорта (1949), заслуженный тренер СССР (1956)
Кандидат педагогических наук (1971)
Чемпион Олимпийских игр (совместно с А.Чернышевым) – 1964, 1968, 1972
Бронзовый призер Олимпийских игр - 1960
Чемпион мира (совместно с А.Чернышевым) – 1963, 1964, 1965, 1966, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971
Серебряный призер ЧМ – 1958, 1959
Чемпион СССР (1948-50, 1955-1956, 1958-60, 1963-66, 1968, 1970-73)
Тренировал ВВС (1946-1947), ЦДКА/ЦДСА/ЦСК МО/ЦСКА (1947-60, 1961-1970, 1970-74)
Тренировал ФК ЦСКА (1975)
Член Зала славы НХЛ (1974)
Член Зала славы ИИХФ (1997)
Лауреат премии Уэйна Гретцки, вручаемой Залом славы НХЛ за выдающийся вклад в развитие хоккея
Награжден орденом Октябрьской революции (1983), орденами Трудового Красного Знамени (1957, 1972), орденом Красной Звезды, орденами «Знак Почета» (1965, 1968), медалью «За боевые заслуги».
Владислав Домрачев, специально для FHR.ru