Новости
20.12.2012
Сергей Яковлев: «Минимальный бюджет команды МХЛ – 10 млн. рублей»
Сегодня матчем с московским ЦСКА казанский «Ак Барс» после паузы возобновит выступление в регулярном чемпионате КХЛ. С командами мастеров в Татарстане все предельно ясно, а как обстоят дела на молодежном уровне? Директор по развитию Молодежной хоккейной лиги (МХЛ) Сергей Яковлев в интервью рассказал о состоянии дел в татарстанском хоккее, о том, почему пяти команд, участвующих в МХЛ, недостаточно для Татарстана, и почему юному хоккеисту не следует ехать за океан.
«ТАТАРСТАН УДАЧНО ПРИМЕНИЛ ФИНСКИЙ ВАРИАНТ, ГДЕ КРЫТЫЙ ЛЕД СТРОИТСЯ ПОРОЙ В ЧИСТОМ ПОЛЕ»
- Сергей Германович, Татарстан часто хвалят в последние годы за развитие молодежного хоккея и улучшение инфраструктуры. На ваш взгляд, справедливо?
- По развитию хоккея Татарстан – один из лидеров в России. Скажу даже больше. Ваша республика впереди России по всем показателям. Провели один из лучших чемпионатов мира среди юниоров. То, что происходит, удивляет размерами и масштабами. Татарстан представлен максимальным количеством команд, которые играют в соревнованиях высшего уровня, в том числе пять команд – в МХЛ. Набережные Челны в этом году начали выступать, о чем как-то забыли. Я считаю, что в Татарстане нужно еще несколько молодежных хоккейных команд.
- Зачем так много?
- Сейчас у вас более 50 школ, где культивируется хоккей, то есть вы будете ежегодно по 1,5 тысячи выпускников получать, которым где-то надо продолжать карьеру. 60 процентов из них просто уйдут здоровыми в простую жизнь. 30 процентов продолжат карьеру. Да и собственные игроки стоят дешевле и играют лучше, чем приезжие.
- Инфраструктура позволяет иметь столько команд?
- Не то слово. По обеспеченности дворцами вы достигли мирового уровня. Вы удачно применили финский вариант, где крытый лед строится не всегда в крупном городе, а порой в чистом поле, где идет охват всех окрестных населенных пунктов. Больше в России такого нет нигде!
Обидно, что в Лениногорске пропала команда. Писали письмо президенту Татарстана, чтобы создать хотя бы молодежную команду. В Лениногорске для этого все есть, школа хорошая.
- Исполнительный директор федерации хоккея РТ Алмаз Гарифуллин говорил о проблеме нехватки крытого льда в Казани и Набережных Челнах. Время в ледовых дворцах расписано с раннего утра до глубокой ночи. Доходит до того, что приходится ездить в соседние Пестрецы. В то время, как дворовые коробки заброшены.
- В крупных городах такая проблема существует. Значит, надо продолжать строить. В этом сезоне создается студенческая лига, и мы – МХЛ – будем активно помогать этому проекту. Обеспеченность дворцами и грамотная тренерская стратегия обязательно дадут результаты.
«ЗА ОКЕАН МОЛОДЕЖЬ ДОЛЖНА УЕЗЖАТЬ УЖЕ ГОТОВЫМИ ХОККЕИСТАМИ – ТАКИМИ, КАК НАИЛЬ ЯКУПОВ»
- Российская молодежь уезжает в Канаду, их воспитывают, они приезжают сюда и становятся лидерами. Яркий пример – Наиль Якупов.
- Наиль Якупов – как раз исключение из правил. Потому что большинство наших пацанов, которые в младшем возрасте уезжают играть в низшие хоккейные лиги Америки и Канады, либо там «удачно» прекращают хоккеем заниматься, либо возвращаются в Россию в далеко не самом лучшем состоянии. Поэтому, если уезжают ребята, то должны уезжать уже готовыми хоккеистами – такими, как, допустим, Наиль, когда он уезжал.
- Но почему тогда в юном возрасте хоккеисты продолжают ехать за океан?
- Они туда едут за некой мечтой детства. В итоге их ожидания не всегда соответствуют действительности. Они там живут в семьях, и никто на самом деле не ждет наших хоккеистов, у них там своих хватает. Поэтому для того, чтобы заиграть в Америке или Канаде, надо очень хорошо играть и стараться. Чтобы чего-то добиться, надо быть действительно звездой.
- По своему уровню наша МХЛ уступает заокеанским молодежным лигам?
- На сегодняшний день Молодежная хоккейная лига самая крупная в мире по количеству играющих команд и играющих хоккеистов. Ну, да, на сегодняшний день мы наверно в чем-то уступаем еще Канаде с Америкой, которые уже сто лет хоккей развивают. В Канаде в десятки раз больше ледовых арен, чем у нас. У нас сотни, у них тысячи.
- В чем уступаем? В деньгах?
- Нет, я не могу сказать, что мы уступаем в деньгах или в уровне организации соревнований. Просто хоккей там дольше развивается. И болельщики в Канаде привыкли ходить на молодежные команды – в их юниорских лигах ходит больше зрителей, университетский хоккей в Америке развит. Поэтому нам есть к чему стремиться.
- Университетский спорт за океаном – это основа всего профессионального. У нас пока не так?
- У нас, к сожалению, до студенческого хоккея не хватает материальной базы. Им просто физически негде играть. Для того, чтобы студенческий хоккей развивать, им надо строить спортсооружения. В первую очередь в тех высших учебных заведениях, которые хотят этим делом заниматься. Потому что при сегодняшней загрузке ледовых арен, нам будет очень сложно студенческий хоккей развивать.
- За океаном спорт, любительский, студенческий – платный.
- На сегодняшний день Россия не готова переходить на платную физическую культуру. По массе причин. Все, что осталось хорошего от советских времен, нужно сохранять. Я считаю, что бесплатный спорт нужно беречь как зеницу ока.
- Допустим, какое-то предприятие решило создать и спонсировать команду Молодежной лиги. Сколько это стоит?
- Директор завода просто так не сможет создать команду. Для того, чтобы создать команду, нужно взять тренера, построить дворец, спортивную школу. Масса факторов. Если он финансирует детскую школу, каток, то никаких вопросов не будет.
- Примерно о каких суммах идет речь?
- Средний бюджет молодежной команды группы Б – это первенство МХЛ, где участвуют молодежные команды клубов Высшей и Первой лиг, фарм-клубы «молодежек», например, составляет порядка 10 миллионов рублей. То есть по карману какого-то крупного предприятия это не ударит. Команда группы Б, куда в основном входят молодежные составы клубов КХЛ, естественно, подороже.
Марат Вагизов, «БИЗНЕС Online»