Новости : Главное
18.02.2013
Максим Шостов: Хоккея не будет без болельщиков
Завтрашний успех зависит от того, что ты сделал сегодня. Этого, казалось бы, простого, но весьма бесспорного правила придерживается главный тренер молодёжной хоккейной команды «Красноярские рыси» Максим Шостов. «Рыси» существуют не так давно - всего два года. Первый свой сезон, который выдался непростым, прошёл для команды-дебютанта МХЛ вполне неплохо. Хотя наставник «рысей» критично поставил оценку за год – «удовлетворительно».
- Максим Анатольевич, вы были не совсем довольны дебютным результатом. Нынешний сезон для «рысей» - второй. Как вы его оцениваете?
- Прошлый сезон и вправду был проведён на «удовлетворительно», можно было закончить его лучше, подняться на ступеньку выше. На это были все шансы, коллектив вполне боеспособен. Но просто некоторые ребята, ещё не являясь профессиональными хоккеистами, уже стали чувствовать себя таковыми. 20 лет - такой сложный период, когда они и в юношеском хоккее, и в какой-то степени - во взрослом. Эта психологическая сторона отразилась на играх плей-офф. Мы недооценили на льду соперника и потерпели обидное поражение в матче с Бердском - 0:1. Соперник занял второе место и вышел в группу А, а мы вылетели, остались в группе ниже.
Мы не могли тогда проиграть! Игра была наша: преимущество домашнего поля, большое количество голевых моментов. Но где-то везение, где-то недооценка соперника... много факторов. Задача стояла - попасть в плей-офф, а дальше выйти в группу А. Шансы были большие, но цена одной шайбы перечеркнула все планы.
Ребята сильно расстроились. Но на этом надо учиться. Я им каждый раз доказываю, что у них всё впереди. Говорю: если каждый будет работать и на площадке, и в зале, стремиться к цели, он будет подниматься выше, расти как игрок, как человек.
Мы сделали выводы и уже в этот сезон вошли, наученные горьким опытом. Сейчас осталось выдержать последние игры в регулярном чемпионате и готовиться к плей-офф. Надеюсь, что мы не повторим ошибок прошлого года. Для этого сейчас работаем с ребятами, и это не только тренировочный процесс, но и психологическая подготовка к будущим матчам. Разговариваем с каждым индивидуально о том, что именно от него зависит результат игры.
- Есть какие-то проблемы с пополнением состава? Сколько в команде красноярских ребят?
- Изначально были проблемы с формированием команды, связанные с оттоком молодых ребят в другие города. У нас сломался ледовый дворец «Сокол» (Металлургов), и хоккеистам просто негде было заниматься, они вынуждены были уезжать. Тем не менее удалось собрать ребят 1991-1994 годов, удержать в городе. Нам дали разрешение набирать и перспективных игроков из других регионов. Поэтому изначально, как и сейчас, в команде половина наших ребят, половина - приезжих. В дальнейшем перед командой стоит задача не «разбавлять» состав приезжими, а создавать коллектив из красноярских хоккеистов, будем делать упор на местных ребят. И, поверьте, таланты у нас в крае есть.
Уже сейчас мы пытаемся вернуть домой ребят 1995-1997 годов рождения. Это те хоккеисты, которых почти не осталось в Красноярске после потери дворца. Постепенно удаётся их возвращать, но не без трудностей. Чтобы их вернуть в школу, необходимо заплатить клубу, в котором они находятся, а каждый игрок стоит 300 тысяч. Это, считаю, не совсем справедливо. Хорошо, что родители молодых игроков идут на контакт, и возврат ложится на их плечи. Так, к примеру, нам удалось вернуть Данила Вторина (1997 года). Перспективный мальчишка, у нас будет играть на следующий год (предсезонку уже здесь проходил). Вернулся из Новосибирска и защитник Сергей Васильев (1996 года), который не раз в прошлом году назывался лучшим защитником Сибири и Дальнего Востока. Есть ещё «звёздочки», которые должны вернуться этим летом. Пока я веду переговоры с их родителями.
Ну, это планы, наше будущее. Что касается сегодняшнего состава, то часть его - ребята, оставшиеся с прошлого сезона, они весьма хорошо «обстрелялись». Конечно, кто-то ушёл, но добавились новые игроки.
Если сравнивать нынешних «рысей» и прошлого года, то они заметно отличаются. На сегодня у команды очень сильно выделяется мотивация к победам - урок прошлого. А это сказывается на командной заряженности. В прошлом году было больше мастеровитых игроков.
В дебютном сезоне из-за отсутствия льда в Красноярске, неготовности «Арены» все игры проводили в Ачинске (только на плей-офф приехали в «Арену»). В тот период нас не трогали - в главную команду мало кого забирали. А в нынешнем году стали терять своих лидеров - когда уехали играть в Курган и Челябинск, у нас забрали игроков, потому что они нужны были «Соколу». Ребята, которые были на подходе, не смогли обеспечить лидерство. Процесс смены прошёл весьма быстро, мы сейчас стараемся, тренируемся, будем кидать все силы на то, чтобы выиграть оставшиеся шесть игр и достойно выступить в плей-офф.
- Есть уже какой-то список резерва из «рысей» для «Сокола»?
- Несколько наших игроков уже достойно стоят в рядах «Сокола». Думаю, Сергей Чванов достоин играть в первой команде, он, кстати, играл в сборной России по своему возрасту, а играя в молодёжке «Северсталя» - «Алмаз», привлекался к играм КХЛ. Сергей очень хороший человек, с ним приятно работать. Если ему доверят играть в основной команде, будет очень большая польза.
Алексей Апполонов очень хороший защитник, он начинал сезон в первой команде, думаю, там и останется. Да много кого можно назвать: Егор Безруких (лучший бомбардир и ассистент первенства МХЛ), Егор Зыков, Никита Пашков, Игорь Дьячков, Андрей Репьях, Никита Медведев... Но этот вопрос, скорее, к главному тренеру основной команды - он выбирает игроков, по-своему видит, под какой хоккей тот или иной подходит.
Что касается вратарской линии, здесь пока сложно что-то говорить, надо очень щепетильно подходить к этому вопросу. У нас есть хороший специалист - Андрей Зуев. В его компетенции - набирать игроков, работать с ними.
- Немного отклоняясь от темы, спрошу про процесс тренировки. Скажите, Максим Анатольевич, какое место в работе тренера отводится воспитанию?
- Это наша прямая обязанность. Ребята со мной проводят больше времени, чем с кем бы то ни было. К примеру, месячный выезд - они все 24 дня рядом, у меня на глазах. Без моего ведома они ничего не сделают, каждый их шаг я знаю, знаю, у кого какое здоровье, какую форму им должны выдать. Знаю, что у них в быту, где живут, как и где учатся. Поэтому я должен не только тренировать, но и задавать какое-то направление в жизни.
Я их стараюсь настроить жить не одним днём, а думать, что будет завтра, что будет через два дня, год... Каждый должен знать свою цель и ежедневную задачу на пути к этой цели.
- А за непослушание ребят наказываете?
- У нас есть на это общекомандные штрафы. Но ребята, как правило, отдают себе отчёт в том, что они работают в клубе, они понимают, за что им платят зарплату, и должны оправдывать своё жалование.
- Но, может, есть какие-нибудь шуточные наказания, к примеру, какая-нибудь «каска позора»?
- Это приколы, которые позволительны самой команде, а не тренеру. Иногда я подшучиваю над игроками. К примеру, говорю Андрею Репьях, что если он и дальше не будет видеть никого на площадке, то я ему куплю железное ведро и заставлю в нём кататься на тренировке - всё равно ничего не видит, но техника безопасности будет выше.
- Как наставник можете выразить своё мнение по поводу произошедшего в ноябре прошлого года инцидента - избиения в «Рысях» 19-летнего хоккеиста Ярослава Евдокимова?
- Мальчишка хороший, в том, что произошло, виноват только его отец. Он сбил его с пути. Просто им зачем-то нужно было вернуться в Челябинск, и, видимо, поэтому понадобилось компрометировать команду на такого рода поступок. Конечно, странный способ поиска мотива для ухода. Хотя он, играя у нас два года, ни разу ничего подобного не делал, вёл себя превосходно. В общем, ничего плохого про него сказать не могу, он хороший мальчишка и в быту, и на площадке. Забивал, результативность хорошая.
Сейчас Ярослава в нашей лиге нет, и в этом я вижу вину отца. Поэтому я против того, чтобы родители лезли в тренировочный процесс, учили тренера, как ему работать. Их дети уже не маленькие. Тот же Ярослав вполне взрослый - 20 лет. У некоторых в этом возрасте семьи создаются, и у него должна быть своя голова на плечах. А если бы он в армии был, и такое бы произошло - что тогда? Папа бы тоже поехал разбираться? Это детский сад.
- Основа хоккея - в росте каждого хоккеиста. И этот рост для клуба более значим, если он будет идти от родных корней. Всё верно?
- В общем-то, да. Но хоккея не будет без болельщиков. Именно это - основа спорта. Ведь мы тренируемся, играем, побеждаем для зрителей, своих родных, близких, которые смотрят с трибун и радуются вместе с нами. Мы играем ради того, чтобы тот же Никита Пашков своей маме воздушное сердечко отправил со льда.
А то, что рост для клуба более значим, если он будет идти от корней, тоже подтверждается интересом болельщиков. Ведь зритель пойдёт лучше на своего, чем на приезжего, за родного хоккеиста будет болеть искренней и сильнее.
Надежда Медведкова, газета «Красноярский рабочий»