Новости : Главное
01.07.2011
МХЛ надо не дробить, а расширять!
Руководители клубов категорически против идеи президента ФХР разделить Молодежную лигу на две группы.
Во вторник на специальном совещании первых лиц нашего хоккея президент ФХР Владислав Третьяк пошел в атаку на МХЛ. Он предложил, во-первых, снизить максимальный возраст игроков в МХЛ с 21 года до 20 лет, а во-вторых, создать два дивизиона лиги. В «младшем» должны выступать хоккеисты до 18 лет, в «старшем» – до 20. Исполнительный директор МХЛ Дмитрий Ефимов категорически против идеи разделения лиги. Еще больше удивились инициативе Третьяка в клубах. Ведь их-то никто не спросил, потянут ли они сразу две команды МХЛ и надо ли это вообще. Мы решили восполнить этот пробел и предоставить трибуну клубным боссам.
АНКЕТА «СОВЕТСКОГО СПОРТА»
1. Как вы относитесь к идее Третьяка разделить МХЛ на две группы по возрасту?
2. Есть ли у клуба средства на содержание сразу двух молодежных команд? И насколько это дорогое удовольствие?
3. Если завтра будет отдан приказ: «Срочно создавайте юниорскую команду к новому сезону», как вы поступите?
4. Пойдет ли на матчи совсем юных хоккеистов болельщик в вашем городе?
Рафик ЯКУБОВ,
директор «Нефтехимика» (Нижнекамск)
1. Отрицательно. Где я народ-то возьму? Вот сейчас астанинский «Барыс» команду для МХЛ создает, так они звонят и игроков просят. Старших ребят из нашего «Реактора» я в ВХЛ отдам – им против мужиков играть уже пора. И с чем я останусь, заставь меня еще одну команду делать?
У нас мальчишки 94-го года рождения только 10-й класс заканчивают, я пятерых хочу в «Реактор» отдать, остается чуть больше десяти человек, а им со своим годом нужно еще выступать на юниорском чемпионате Поволжья. Отличная, между прочим, лига! (Она состоит из двух дивизионов. В группе А, помимо «Нефтехимика», играют «Ак Барс», «Торпедо», «Дизель», «Лада» и «Нефтяник». – Прим. ред.) Мальчишки выступают в своем регионе, рядом с домом, играют раз в неделю, успевают и учиться, и тренироваться. А если мы их в МХЛ зашлем с ее перелетами и множеством матчей, в кого они вырастут?
2. На команду МХЛ мы тратим примерно 40–50 миллионов рублей за сезон. Еще 50 миллионов у нас нет.
3. Если заставят, тогда придется делать. Но ни к чему это. Во всех регионах есть чемпионаты для 16–17-летних ребят. И если уж собрались всероссийскую лигу для них делать, то к этому надо идти постепенно и спрашивать у клубов и тренеров, а не сверху приказы спускать.
4. Нет, конечно. У меня и на «Реактор»-то в МХЛ народ не шибко ходит. Вот студентов пускаем бесплатно, школьников – бизнеса никакого.
Леонид ВАЙСФЕЛЬД,
генеральный менеджер «Металлурга» (Новокузнецк)
1. В принципе нормально отношусь. Но сейчас, когда уже принят регламент и сформированы бюджеты клубов, этого делать нельзя. Ведь дополнительная команда – это еще один тренерский, медицинский и технический штаб, форма, лед, расписание… Сказать-то легко, «давайте разделим». На это как минимум пара лет нужна.
2. Дело не в деньгах… Я считаю, клубам КХЛ не обязательно иметь сразу две команды в МХЛ. Одной достаточно. А если уж и создавать, то в соседних городах.
3. Что значит приказ?! Поймите, три команды в Новокузнецке – это технически невозможно! Где я для них лед для тренировок и игр возьму? К тому же есть принятый на три года вперед регламент КХЛ. А МХЛ является частью КХЛ. Для изменения регламента требуются крайне веские причины, серьезные аргументы и согласие клубов.
4. Учитывайте логику простого болельщика. Он думает: «Вот сегодня играет «молодежка» и «юниорка», а завтра матч КХЛ. Да зачем мне эти молодые, я на мастеров лучше пойду». Вдобавок не забывайте, что этому болельщику еще работать нужно или учиться.
Потому вторую команду в МХЛ надо создавать там, где нет хоккея. Или там, где народ не пресыщен хоккеем, но есть школа и какой-нибудь клуб второй или первой лиги. Вот яркий пример. В конце прошлого сезона мы отправили на две товарищеские встречи наших «Кузнецких медведей» в Междуреченск сыграть против местного «Вымпела». Так стадион оба дня был забит под завязку – люди на ступеньках сидели! Поверьте, таких Междуреченсков у нас вся страна – в них и надо хоккей культивировать.
Валерий ПОСТНИКОВ,
главный менеджер «Металлурга» (Магнитогорск)
1. Идея где-то и рациональна, потому что нынешняя разница в возрасте в МХЛ между младшими и старшими в четыре года, на мой взгляд, велика. Но потянут ли клубы финансово еще одну команду МХЛ? Не думаю. Я сторонник того, чтобы молодые люди больше тренировались. А то сейчас у них в МХЛ сплошные игры и подготовка к ним. Ребятам и учиться-то некогда.
2. На команду МХЛ мы тратим чуть меньше миллиона долларов. Если и делать еще одну, то пусть она выступает у себя в регионе в регулярном чемпионате, а путешествовать по стране начинает с плей-офф. А то мы хотим во всем подражать взрослым, заставляя детей ночевать в поездах и самолетах. У них уже и психология в 18 лет заключается в том, чтобы выиграть Кубок и налить в него шампанское. Вот в Северной Америке наши юниоры бьются за 50 долларов в неделю и живут в чужих семьях – у них совсем другие приоритеты.
3. Заставлять – это не дело.
4. Не будет никто ходить, да и не в посещаемости дело. Главное – воспитывать хороших людей. Мне кажется, нам нужно развивать школьный и студенческий хоккей, а не дробить МХЛ.
Нормундс СЕЙЕЙС,
генеральный менеджер «Динамо» (Рига)
1. Об этом надо было раньше думать. Есть регламент, утвержденный на три года вперед и согласованный с ФХР, – что ж федерация раньше молчала? Я не очень понимаю, как по ходу пьесы клубы будут перестраиваться, создавая из одной команды МХЛ две новые. Во-вторых, Третьяк предлагает снизить предельный возраст для МХЛ до 20 лет. Но подавляющее большинство ребят в 20 лет не готовы биться с мужиками на равных ни физически, ни морально.
У меня в «Динамо» есть группа талантливых 21-летних пацанов, но и они еще не созрели для КХЛ. Им нужно год-два поиграть в какой-нибудь переходной лиге, да вот незадача – негде. Спасает отчасти наш фарм-клуб – лиепайский «Металлург». Но и он в Открытом первенстве Белоруссии хочет решать свои задачи, а не тренировать динамовцев. Считаю, наоборот, надо увеличить предельный возраст для МХЛ до 22 лет с лимитом на таких ребят в два-три человека.
В-третьих, Третьяк предлагает обязательно включать в заявку на матч МХЛ трех игроков 1994 года рождения. Какой смысл их одевать, если они на льду не появятся? Глупо. Им тренироваться надо, играть, учиться, а мы их станем таскать, как вещмешки, по разным городам. Получится, как в КХЛ, где лавку стабильно полируют два юниора до 20 лет.
2. Мы уже сделали вторую команду для МХЛ в дивизионе Б с рабочим названием «Рига-2», составленную из юниоров 1993 и 1994 годов рождения. Она станет базовой для юниорской сборной Латвии (игроки до 18 лет) и будет готовить игроков для ХК «Риги» и «Динамо». Ее бюджет – около полумиллиона долларов. Бюджет ХК «Рига» – чуть меньше миллиона долларов, в нем мы соберем старших ребят 1990–1992 годов рождения, и в течение сезона подтянем в нее и лучших из «Риги-2».
3. У нас она, по сути, уже создана.
4. В Риге народ охотно ходит на юниоров. Ведь это зрелищно и интересно.
Кирилл ФАСТОВСКИЙ,
генеральный менеджер «Сибири» (Новосибирск)
1. Мне не нравится эта идея. За два года МХЛ зарекомендовала себя как разумная и адекватная лига, способная конкурировать с главными юниорскими лигами Северной Америки. И то, что в МХЛ могут играть ребята от 17 до 21 года – это нормальная разница в возрасте. Не дробить нужно МХЛ, а обязательно расширять, создавая дивизионы Б, В, Г… Тем самым мы подключим в общий процесс те региональные хоккейные школы, что сейчас находятся на отшибе.
2. Содержание «молодежки» обходится нам приблизительно в миллион долларов. Но не деньги в этой ситуации камень преткновения. Главное – понять, зачем мы дробим МХЛ и что нам это даст. У нас в стране разве есть проблема с 17–21-летними хоккеистами? Нет! Они прекрасно выступают в МХЛ и прочих лигах. Зато ужасная ситуация с теми, кому 22 и 23 года, потому что в ВХЛ их не берут из-за засилья ветеранов.
3. Тут приказ не поможет. Если уж хотят организовать отдельное соревнование для 18-летних, так создавайте мини-лиги внутри регионов, а потом проводите общероссийский финал. При чем тут МХЛ? Какой смысл иметь в одном городе при единственном клубе КХЛ две команды МХЛ – ума не приложу. У нас в Новосибирске льда для «Сибирских снайперов»-то не хватает, а что уж говорить про третью команду.
4. Нет, тут даже говорить не о чем. На МХЛ-то народ плохо ходит. Если мы хотим аншлагов и внимания, надо перевозить молодежные команды в другие города, где нет клубов ни КХЛ, ни ВХЛ.
Игорь ЕФРЕМЕНКО,
директор «Рубина» (Тюмень)
1. Нет. Во-первых, это лишние затраты для любого клуба. Плюс надо еще умудриться найти ребят на две команды.
2. Бюджет любого клуба МХЛ в разы больше, чем у команды школы, за которую выступают 16–18-летние ребята из-за разъездов. Хотя, конечно, если вопрос поставят ребром, то мы найдем деньги. Пока же у нас на молодежный «Газовик» уходит порядка 30–35 миллионов рублей.
3. Если будет некуда деваться – станем думать, что делать. Возможно, речь будет идти только о клубах КХЛ, тогда нас пока это не касается – ведь мы играем в ВХЛ.
4. Не думаю, что будет какой-то ажиотаж. Скорее всего, трибуны станут пустовать. Придут родители хоккеистов, друзья, одноклассники… Пара сотен человек, не более.
Александр МОРОЗОВ,
генеральный директор «Химика» (Воскресенск)
1. Команды Воскресенска играют как в МХЛ, так и в юниорском первенстве Москвы. И создавать еще одну команду, тратить на нее деньги, считаю крайне неразумным. Нам поступило письмо из лиги на сей счет. И, насколько знаю, все клубы против этой идеи.
2. К сожалению, таких средств у нас нет. Мы выживаем за счет районного бюджета.
3. В принципе юниорская команда у нас уже есть. Но денег, чтобы она играла не в Московской области, а по всей России, у «Химика» нет. Так что мы не будем участвовать в этом проекте.
4. В прошлом году мы приучили наших болельщиков к команде МХЛ, стали собирать аншлаги… А вот хватит ли внимания болельщиков и на вторую команду? Не уверен…
Алексей ПОПОВ,
директор «Серебряных львов» (Санкт-Петербург)
1. У нас уже есть юниорская команда, которая выступает в первенстве города. А делать так, чтобы она разъезжала по стране, я смысла не вижу. Ребятам же и так есть где играть в возрасте 16–18 лет.
2. Нет, конечно. Понятно, что если потребуется, мы их найдем, но, значит, при этом у кого-то заберем. Кусок пирога, который останется тем же, придется делить вместо одного едока на двоих. А за сезон это получается порядка 50–55 миллионов рублей. И это без фанатизма, в экономичном режиме.
3. У нас есть такая команда. Так что, если родина прикажет, возьму под козырек.
4. Учитывая структуру питерского хоккея, собирать аншлаги будет проблематично. Считайте сами: СКА, ХК ВМФ, СКА-1946, мы. Это уже четыре команды. А если добавятся еще две? Мы ведь и так бьемся с армейцами чуть не за каждого болельщика…
Анатолий БАРДИН,
главный менеджер «Авангарда» (Омская область)
1. С одной стороны, это хорошая идея. Но ведь надо знать ее практическую сторону внутри клубов. Вот говорят, что мы потеряем ребят 1994 года рождения… Но ведь самым талантливым из них найдется место в уже существующих клубах МХЛ. А остальные пусть играют в первой лиге. Все же уже придумано!
2. Я всегда говорил, мы будем придерживаться того регламента, который есть. Лишь бы он для всех был одинаковым. И, если потребуется, все команды КХЛ найдут средства на содержание вторых молодежных команд.
Только зачем это? Все талантливые ребята и сейчас играют, и будут играть дальше. А в Америку уезжают, как правило, те, кто здесь не проходит в составы молодежных команд. И создание вторых клубов МХЛ ни к чему, кроме лишней траты денег, не приведет. А на Востоке суммы из-за перелетов и так огромные. Соотношение цена – качество получится несовместимым с тем, что есть сейчас.
3. Что значит «поступит приказ»? У нас же демократия! Есть советы и директораты, которые все решают. Поэтому так вопрос ставить нельзя. Если же он поступит на заседании руководителей клубов КХЛ, то мы его рассмотрим и большинством голосов примем решение.
4. Это дело надо раскручивать. Но, скорее всего, будут ходить только родители да школьные друзья хоккеистов.
ДМИТРИЙ ЕФИМОВ: ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К МНЕНИЮ КЛУБОВ!
– Любое навязывание клубам воли сверху не есть правильно, – считает исполнительный директор МХЛ. – ФХР забывает, кто оплачивает музыку, – клубы! Представьте, что к комиссару НХЛ Гари Бэттману придут руководители федераций хоккея Канады и США и начнут его учить, как управлять лигой, или поставят перед фактом, мол, надо сделать вот это. Да он либо рассмеется, либо спустит их с лестницы.
В Северной Америке годами строили лучшую лигу в мире, и теперь все мечтают играть в НХЛ. Мы же хотим в одночасье разрушить МХЛ, потому что якобы она виновата, что молодые уезжают за океан. Фарс! Что, Фетисову не давали места в составе на родине? Или Малкину, Овечкину и Бобровскому? Нет! Они мечтали играть в НХЛ. Вы съездите для контраста сначала в Нижнекамск, а потом в Оттаву. Может, тогда поймете, почему молодые стремятся за океан.
Наконец создали МХЛ. Она интересна и хоккеистам, и болельщикам. Так нет – давайте ее раскурочим. Клубы правы абсолютно, что дружно выступили против дробления лиги. Ведь если разобьем МХЛ, ослабим ее уровень, наша молодежь отвернется и рванет за океан.
МХЛ – это не полигон для экспериментов. Люди из Исполкома ФХР, чье решение и обнародовал Третьяк, десятилетиями просиживали штаны в своих межрегиональных координационных советах и ничего не делали. Где их продукт?
В прошлом сезоне на всю Россию было 29 команд в МХЛ, а в одной только провинции Онтарио в Канаде – 140! Поэтому мы и расширяем лигу, создавая дивизион Б, где не очень богатые команды станут играть по региональному принципу, а в плей-офф мы им поможем с оплатой перелетов.
Я от членов Исполкома ФХР за два сезона работы в лиге ни одной эсэмэски не получил, ни одного звонка. Где они были? Чем занимались? Они за 20 лет ничего создать не смогли, а тут заявляют: «А давай-ка мы твою лигу распотрошим!». И еще именем Третьяка прикрываются и Олимпиадой в Сочи, не посоветовавшись ни с одним клубом, ни с одним тренером…
Сергей Бегишев и Кирилл Беляков, Советский спорт