Новости : Главное
26.08.2011
Ефимов: Идём семимильными шагами
Управляющий директор МХЛ Дмитрий Ефимов о развитии, географии и спонсорстве МХЛ
Дмитрий, расскажите, чем чемпионат МХЛ отличается от других молодежных соревнований?
В первую очередь, своим масштабом, своей серьезностью, своим подходом. МХЛ была создана не на пустом месте, она была создана в связи с определенными причинами. Дело в том, что те тенденции, которые наметились в современном хоккее не шли на руку нашей стране. Ведь наши молодые хоккеисты перестали мечтать стать чемпионами России, как раньше мечтали быть чемпионами СССР, не мечтают играть за сборную, а стремятся уехать в Америку. Это весьма грустно! Мало того, что они мечтают уехать, они еще и уезжают! С одной стороны, эта тенденция начала беспокоить людей не только спортивных, но и не спортивных. А с другой стороны, мы перестали выигрывать, и ушли в прошлое громкие победы (сборной России – прим. МХЛ). Сильные канадцы стали еще сильней, американцы нас догнали и перегнали, подтянулись чехи и шведы. Поэтому давно появилась необходимость создать молодежный чемпионат, создать для ребят серьезные основания не уезжать в северную Америку, не стараться удрать отсюда при первой же возможности, а становиться мастерами дома. В связи с этим два года назад были приняты те решения, которые нужно было принять уже давно, создалась Молодежная хоккейная лига.
Обрисуйте структуру МХЛ?
МХЛ – это совершенно отдельная лига, не являющаяся, как многие думают, копией КХЛ. В неё входят как абсолютно все молодежные команды клубов КХЛ, так и множество других команд. Вот, например, в КХЛ в прошлом сезоне играли 23 команды, в МХЛ - 29. В этом сезоне в нашей группе «А» будут играть 32 команды. И мы открываем еще группу «Б», включающую 20 команд. Итого, мы имеем 52 команды из 6 стран. Так что по размеру – мы самая большая молодежная лига в мире и при этом самая международная. А нашей стратегической задачей является - стать самой сильной молодёжной лигой в мире.
Вы упомянули о том, что лига стала международной. Какие страны сейчас представлены в МХЛ?
С начала сезона у нас будут играть, как я уже и сказал, 6 стран. А именно: Россия, Белоруссия, Латвия, Литва, Казахстан и Словакия.
А что с посещаемостью матчей МХЛ?
От города к городу ситуация разнится. У нас самые правофланговые города – Уфа, Магнитка, Казань… Там бывают полные дворцы, по семь-восемь тысяч зрителей приходило на матчи МХЛ. Страдает у нас, в первую очередь, Москва, где публику очень трудно чем-то удивить и завлечь в ледовый дворец, где матчи КХЛ проходят при полупустых трибунах. Поэтому, когда на матчи плей-офф «Красная армия» –«Стальные Лисы» набивался почти полный ледовый ЦСКА, это было как счастье, награда. Мы не верили своим глазам. А если сравнивать динамику роста посещаемости первого сезона со вторым, то, конечно, зрителей прибавилось. Во всей Лиге за первый сезон у нас побывало 450 тысяч зрителей на аренах. А во втором сезоне - уже 750 тысяч. Мы очень надеемся, что в третьем сезоне перешагнем за миллион. Но, по большому счету, это только начало пути, третий сезон - ясельный возраст, детский сад. Канадские лиги уже более 40 лет играют, там уже давно почувствовали вкус, колорит молодежного хоккея. Мы же к этому только идём.
И в чем же колорит молодёжного хоккея?
Тут нужно отталкиваться от возраста: взрослые мастеровитые игроки знают наверняка, когда нужно выложиться полностью, а когда приберечь силы, в каком матче нужно поберечь ноги, а где нужно показать себя во всей красе. А у 17-ти, 18-ти летних парней хоккей, можно сказать, безбашенный. Они могут на любую игру выйти как на последний бой, эмоции через край, и может быть, больше драк. Вы не увидите на этих матчах высшего мастерства, там не дацюки, не малкины, но по тому, насколько ребята хотят показать себя, насколько они готовы выплеснуть все свои силы и энергию, ни с чем несравнимо. Наблюдать за этим очень интересно.
Лига существует уже два года. Много ли за это время она вырастила игроков КХЛ?
Очень много игроков. Почти во всех клубах, в которых есть команды МХЛ и КХЛ игроков приглашают из молодежки в основную команду. У действующего чемпиона МХЛ «Красной Армии» целая пятерка перешла в ЦСКА, с начала предсезонки тренируется уже с основной командой. И главный тренер ЦСКА Юлиус Шуплер молодым игрокам доверяет. И растут не только игроки, но и тренеры. Есть не один пример, когда тренеры молодежной команды приглашали тренировать команду КХЛ, движение у нас прогрессирует.
Расскажите о кубке Евразии, который сейчас проходит в Оренбурге?
В первую очередь, основная функция таких турниров – это предсезонная подготовка, потому что командам нужно в хорошей форме войти в сезон. А история этого турнира весьма богата. Он существовал давно, но не игрался по каким-то причинам в последний год. Сейчас с функционированием Молодежной хоккейной лиги возникли все предпосылки, чтобы этот турнир возродить. Ведь в Оренбурге есть и своя замечательная команда «Белые тигры», у которой сложились хорошие дружеские и партнерские отношения со словацкой командой из Попрада, да и Казахстан здесь не так уж далеко. Это прекрасный повод для того, чтобы всем в одном месте собраться, хорошо провести время, ещё раз поиграть перед сезоном и, конечно, доставить удовольствие болельщикам. Ведь не нужно забывать и о тех, для кого это все делается. Хоккеисты всегда играют не для себя, а для зрителей.
Если говорить о календаре МХЛ, он похож на календарь КХЛ или это что-то совершенно другое?
Нет, календарь МХЛ не может быть калькой КХЛ, потому что и команд разное количество, и по странам мы разнимся. У нас в группе «А», в которой будут играть 32 команды, в регулярной части чемпионата каждая команда сыграет 60 матчей, причем календарь построен так, что абсолютно все сыграют со всеми. У нас есть разделение по дивизионам, но сетка чемпионата построена так, что, конечно, команды одного дивизиона будут встречаться друг с другом чаще, но хотя бы один раз сыграет с любой другой командой по Лиге. Не случайно дивизион «А» отличается» от дивизиона «Б». Отличается не по силе команд, нет. Это не тот случай, когда есть какая-то сильная лига, а потом создается какая-то слабенькая, это абсолютно не так. Просто в группе «А» играют команды, у которых лучше материальные возможности, и они могут себе позволить далекие переезды. Группу «Б» мы создали именно потому, что нельзя упускать из виду те команды, у которых нет отличной материальной возможности. Но там играют такие же замечательные ребята, работают не менее талантливые тренеры. Возможно, именно там и появится новый Овечкин или Малкин. Мы же не знаем наверняка, где он разродится. Вот один из талантливейших игроков нашей страны родился в Москве – это Овечкин, другой такой Малкин раз – и откуда ни возьмись, появился в Магнитогорске. Поэтому мы как раз и хотим развивать хоккей в регионах. Это, на самом деле, канадская система, когда вся страна покрыта очень плотной сетью разных лиг, в которых играют сотни команд. И тогда неважно, в каком маленьком городишке, чуть ли не селе, вы живете, у вас где-то поблизости есть хоккейная команда, в которой вы можете играть, если хотите, и у вас есть шанс быть замеченным, если вы звезда.
Есть ли лимит на иностранных игроков в МХЛ?
Вы знаете, как таковой лимит есть, но с другой стороны, как показала практика он и не нужен вовсе. Потому что нет большого желания у наших клубов тащить в молодежные команды легионеров. Конкретный приведу пример: в прошлом году у нас играло около 1000 игроков, а легионеров было всего восемь. У нас в командах не может быть больше двух легионеров, но это не касается вратарей, вратарь легионером быть не может. Но ограничение это действительно не актуально. Руководство всех клубов прекрасно понимает, что в молодёжных командах растет наша смена, а значит, легионеров нам выращивать просто ни к чему. Легионеров в команды для чего привлекают? Для того, чтобы выигрывать кубки. А так как цели у молодёжной и континентальной лиги немного разные, то и вопрос легионеров решается сам собой.
Существует ли в МХЛ ограничение доморощенных игроков в заявке?
Нет, таких ограничений нет. Я думаю, что мы к этому еще не подошли, потому что в некоторых городах команды организуются с нуля. Есть города, в которых существуют свои школы, и там масса молодых игроков, которых некуда девать. А есть города, в которых нет своих школ и им неоткуда брать доморощенных игроков. Поэтому мы еще не доросли до такого требования, да и особой целесообразности в нем я не вижу.
Подведите итог двух сезонов МХЛ.
На этот вопрос можно по-разному ответить. Когда начинаешь с нуля то, что достигнуто, можно представить, как грандиозные достижения, а можно и как самое-самое начало пути. Вот это и есть наша ситуация. Молодежной лиги в России не было вообще. То есть, национального молодежного первенства просто не существовало. Были фарм-клубы, в которых играли и пацаны 16-ти лет, и дядьки по 40 лет каждому, и перспективные, и уже с хоккеем заканчивающие. Играли они какие-то маленькие кустарные региональные первенства, без понятного календаря и регламента. И было не понятно за что и зачем они играли, без основного катка, без зрителей, без объявлений. То есть ребята вообще не были приобщены к тому, что есть большой спорт. И вот даже за первый год существования МХЛ нам удалось создать профессиональное национальное и теперь уже международное соревнование, в котором ребята играют, чувствуя себя профессиональными спортсменами. Их показывают по телевидению, они дают интервью, участвуют в пресс-конференциях, то есть ощущают себя причастными к, в хорошем смысле слова, гламуру профессионального хоккей. И это правильно. Так как ребята всю свою жизнь отдают этому спорту и имеют право на достойную отдачу. Ребята видят перспективу развития и знают, по какой дороге придти большой спорт.
А с какими проблемами сталкивается МХЛ на данном этапе развития?
Не смотря на то, что Лига развивается семимильными шагами, наши матчи транслируются по телевидению, на игры приходят зрители, у нас в геометрической прогрессии увеличивается количество спонсоров от сезона к сезону. Но опять же существуют и определенные проблемы, одни из которых коммерческого или, скорее, спонсорского плана. К сожалению, на сегодняшний день львиную долю бюджета составляют вливания от нашего старшего брата - КХЛ, и наша основная задача придти к тому, чтобы стать самоокупаемыми, как те же лиги Канады и Америки. На сегодняшний день это что-то из разряда фантастики. А все, потому что у нас в стране культуры спонсорства спорта не существует в принципе. И зачастую то, как спорт спонсируется сегодня, эту культуру и убивает. На сегодняшний день у нас спорт спонсируется по звонку, по приказу, по принуждению, что у коммерсантов, которых заставляют это делать вызывает протест отторжения. И когда к ним приходишь с улицы и начинаешь рассказывать, на что нужны деньги, у них это вызывает жуткую аллергическую реакцию, в лучшем случае. Надеюсь со временем и эта ситуация изменится в нашу пользу.
Радио «Эхо Оренбурга»