Новости : Главное
24.11.2011
Послесловие к суперсерии молодежной сборной России управляющего директора МХЛ Дмитрия Ефимова
Суперсерия завершилась для молодежной сборной России не так успешно, как в прошлом году. Но все же ребята проявили характер, уверенно победили в последней игре и свели серию к ничейному итогу: три победы и три поражения. Первая реакция у нас была, разумеется, положительная: наверное, справедливый результат. Говорить о том, что мы на голову выше канадцев, еще очень рано. Но и результаты последних двух суперсерий, а также молодежного чемпионата мира наглядно свидетельствуют, что рассказы о тотальном превосходстве канадских юниорских лиг над МХЛ – это попытки западных хоккейных агентов выдать желаемое за действительное.
И все же возникло желание проанализировать турнир более детально. Обнаружил немало неприятных моментов для размышления. Открыв официальный сайт суперсерии, я, к огромному своему удивлению, узнал, что, оказывается, наша сборная ее проиграла. Все восемь предыдущих лет итоговый счет серии выводился по выигранным и проигранным матчам. Вот как выглядит история противостояния канадцев и россиян с 2003 по 2010 год на том же сайте: 5–1, 4–2, 6–0, 6–0, 4–2, 5–1, 6–0, 2–4.
В этом году у канадцев появилась «зацепка». И вместо того чтобы объявить результат серии 3–3 они решили посчитать очки и таким образом «победили». Благодаря тому, что один из матчей наши ребята выиграли только в серии буллитов. С чего это вдруг после восьми лет существования суперсерии канадцы решили очки считать? Это весьма находчиво, креативно, но, на мой взгляд, не спортивно. Напрашивается вопрос: а если бы в той же ситуации по очкам вела Россия, объявили бы нас победителями? Ответ очевиден, правда? Ну бог с ними. Красиво признавать ничью, видимо, тоже надо уметь.
Пойдем дальше. Давайте посмотрим на график турнира. 5 ноября вечером наши сборники прилетели в Канаду, 7‑го и 9‑го провели две первые встречи, в которых победили. Всем известно, что на третий-четвертый день пребывания в новом часовом поясе наступает переломный момент акклиматизации. И какой подарок нам в этот момент преподносят хозяева? Третья игра со сборной сильнейшей канадской лиги – Онтарио – у нас назначена на следующий же день после второй. Не надо забывать, что еще расстояние между Квебеком и Оттавой – чуть меньше 500 километров. То есть ни об отдыхе, ни о тренировке даже речи идти не могло. Из автобуса – и сразу на матч со свежим соперником.
Дальше следует непонятно кому нужный перерыв в три дня. Его можно оценивать двояко. Отдохнуть и потренироваться никогда не вредно, но и сбиваться с игрового ритма – хорошего мало. Четвертый матч серии 14 ноября. Затем нам надо перебраться в западную часть Канады. Около полутора часов занимает переезд на автобусе, три часа перелет, автобус в гостиницу – весь день в дороге. Тренировку пришлось отменить. Итак, после четырех сложнейших встреч и постоянных переездов на тренировки и отдых у нашей команды было полдня, а потом – два поединка подряд за два дня. Опять же со свежим соперником. В общем, у нас был рваный график, составленный полностью под хозяев.
СЕРИЯ НУЖНА, НО НЕ В ТАКОМ ФОРМАТЕ
Но это еще не все. В составе нашей команды играли ребята, выступающие в канадских лигах. Но им разрешили выступать за сборную России только во время матчей в своей провинции. К примеру, Михаил Григоренко мог выходить на лед только против сборной лиги Квебека, а с Онтарио и Западом не играл. То есть каждые два матча Валерий Брагин должен был менять состав не по своему усмотрению, а по обстоятельствам. Не коснулось такое правило только вратаря Андрея Макарова. Разве это справедливо по отношению к нашей команде? Россияне и канадцы были в равных условиях? Не буду навязывать свое мнение. Просто проанализируйте факты и решайте сами.
Давайте копнем еще глубже. В чем главная задача суперсерии? Посмотреть на игроков в противостоянии с главным соперником и определиться с составом сборной на чемпионат мира. Это важнее всего. Как решают этот вопрос канадцы? Они выставляют против нас три сборные и затем комплектуют национальную команду, оценив игру более 90 кандидатов. А что у нас? Валерий Брагин имел возможность выбирать из 32 хоккеистов, команда была измотана в напряженном турне, один из ключевых защитников – Роман Рукавишников – получил серьезную травму, перелом ключицы. На ЧМ он уже не сыграет.
Разумеется, польза из суперсерии все равно извлечена. Как сказал Брагин, с претендентами в сборную из тех ребят, что играли в Канаде, и тех, кто под руководством Евгения Корешкова выступал на «Турнире четырех наций» в Финляндии, он в основном определился. Среднее количество заброшенных шайб (4,3 за матч) говорит, что с линией атаки у нас дела обстоят хорошо. Но пять пропущенных шайб за игру свидетельствуют о серьезной проблеме с защитниками и вратарями. Тренерскому штабу есть над чем работать. Ведь понимание проблемы – первый шаг к ее решению. Для ребят опыт игры с канадцами – бесценен. Только так они научатся выходить против них на чемпионатах мира без дрожи в коленях. Таким образом, на вопрос, нужна ли нам суперсерия, без сомнения отвечаю: «Да». Но не в таком формате…
МОЖЕМ ВЫСТАВИТЬ ТРИ СБОРНЫЕ!
Из опыта работы МХЛ с канадским хоккеем я знаю, что у североамериканцев подход к диалогу с нами очень простой – или как надо им, или никак. Но в общении между МХЛ и CHL мы находимся в несколько неравной позиции. CHL – это лига с 40‑летней историей, давно себя во всем мире зарекомендовавшая и даже господствующая. МХЛ только два годика недавно исполнилось, и канадцы, конечно, смотрят на нас свысока. Но со сборной такой подход недопустим. Элитной команде хоккейной супердержавы диктуют несправедливые условия, а мы их безропотно принимаем. С этим пора заканчивать.
Канадцы заинтересованы в суперсерии ничуть не меньше нас. Давайте не строить иллюзий. Если бы им было интереснее играть со шведами, финнами, чехами или соседями американцами, то духу бы нашего там не было. Эти ребята напрочь лишены сантиментов. Мы – их главный соперник. И определять состав на ЧМ они хотят именно в матчах против нас. У себя дома, на своих условиях. По-моему, хватит! Немного уважения к себе и своим хоккеистам нам совсем не помешает. С нами должны считаться.
Кто решил, что эта суперсерия всегда должна проходить в Канаде? Такая ситуация была неизбежной, пока у нас не было своей молодежной лиги. Все изменилось. МХЛ играет от Санкт-Петербурга до Хабаровска. Мы запросто можем выставить против команды Канады три свои сборные. К примеру, сборную западной части России в Москве или Санкт-Петербурге, сборную Урала в Челябинске, Уфе или Магнитогорске и сборную Сибири в Омске. Все эти города обладают прекрасной хоккейной инфраструктурой, да и главный спонсор серии – сеть закусочных «Сабвэй» в них представлен. Так что никто в обиде не будет. Отбором игроков и руководством этими командами, разумеется, занимался бы тренерский штаб молодежной сборной.
А если нужно посмотреть в деле на наших ребят, которые сейчас выступают в Канаде, то проблем с этим нет – самолеты летают регулярно. Привезти к нам четыре-пять человек гораздо легче, чем отправить за океан три десятка. Давайте страны проведения суперсерии чередовать. Год – у них, год – у нас. Это – справедливо. Будет соблюден спортивный принцип. А уж нашим гостеприимством канадцы точно обижены не будут. Ведь нас там всегда принимают «без излишеств», а мы их у себя – с российским размахом. Так уж повелось…
Россия была и остается хоккейной супердержавой. И вести себя нам следует в отношениях с нашими партнерами соответственно. А уж когда речь заходит о молодежи, то в особенности. А иначе так и будут родители наших самых талантливых хоккеистов, развесив уши, внимать сказкам агентов о том, что иной дороги, кроме как в Канаду, у их юных дарований в спорте нет.
Конечно, поменять эту вопиющую ситуацию в силах только Федерация хоккея России. Но, если МХЛ может чем-то помочь, мы не пожалеем ни сил, ни времени.
«Советский спорт»